Комментатор Священного писания
2025-01-13 12:02:24, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Рождество Христово — главный после Пасхи праздник христиан. Об этом Великом событии было написано немало статей, стихов, песен, выпущено множество марок и почтовых открыток.
Первыми благую весть узнали пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. «Вдруг предстал им Ангел Господень... И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях...».
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев их, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали пастухи».
Ныне в Рождество, во всем христианском мире в память об этом событии строят Рождественский вертеп.
«...На украшенной гирляндами тропических цветов и разноцветными лампочками веранде готовились к встрече Рождества. На небольшой эстраде, в левом углу был рождественский вертеп — пещера, где в яслях лежал младенец Христос, над ним склонилась дева Мария, рядом Иосиф, вол и смешной ослик, справа два пастуха с маленькими овечками, а слева три царя — волхва Мельхиор, Каспар и Валтасар принёсшие дары божественному младенцу... Стемнело, на небе зажглись первые звезды. Возможно среди них, там в небесах светит и та Вифлеемская звезда, указавшая путь волхвам к яслям родившегося Иисуса?!».
В восприятии христиан праздник Рождества неразрывно связан с трогательной и радостной сценой в пещере, где кроме младенца Христа, его матери Марии и Иосифа, действующими лицами являются пастухи, вол, осёл и три царя — волхва.
Обычно считают, что это представление основано на евангельских сказаниях. Но в Евангелиях от Марка и Иоанна нет вообще ни слова о рождении Иисуса. У Матфея и Луки — единственных канонических источниках, рассказывающих об этом — не упоминаются ни вол, ни осёл, ни пещера. В Евангелии от Луки Иисус родился в конюшне и его положили в ясли...
Что касается трёх царей, то о них говорится только в Евангелии от Матфея, но там они вовсе не цари, а прибывшие с востока волхвы — мудрецы...
Беда Достопочтенный
В 673 году в семье английского крестьянина, жившего в деревушке под названием Монктон, родился мальчик. Его назвали Беда, или Беде (ударение в этом древне-английском имени становится на первый слог). Англия приняла христианство в VII веке. Процесс этот, как и везде был не быстрым и не простым. К тому же, собственно государства Англии тогда не существовало. На острове было 7 королевств — Кент, Сассекс, Эссекс, Уэссекс, Восточная - Англия, Мерсия и самое северное королевство — Нортумбрия, в котором жила семья Беда. Королевства иногда жили мирно, а иногда яростно враждовали друг с другом. Иногда они выбирали себе общего верховного короля, но нередко обходились и без него. Христианство прошло в Нортумбрию позже, чем в другие королевства, однако сразу после этого именно здесь стали бурно строиться многочисленные монастыри.
В один из таких монастырей, Уирмаут, в 680 году отец привел своего семилетнего сына Беда учится грамоте. Через год, Беда, сопровождая своего учителя, монаха Кеолфрита переехал в монастырь Джарроу и в стенах этой обители он провёл всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей смерти в 735 году в возрасте 62 лет.
Жизнь средневековых монахов не была легкой. У каждого монастыря были крестьяне, которые обеспечивали его всем необходимым, но, по уставу святого Бенедикта, монахи были обязаны и сами неустанно трудиться: кто в поле, а кто — в сриптории, зале, где переписывались и украшались книги. Именно там и находилось рабочее место Беда, который довольно быстро прославился своей отличной памятью и точной рукой. Всё это делало его идеальным переписчиком и комментатором книг. Прежде всего — Библии, изучению которой он посвятил всё жизнь.
Он активно читал не только Священное писание, но и научные трактаты, а так же сборники античной поэзии. Его главной работой в скриптории было комментирование тех мест в Библии, которые допускали двойное понимание. Попутно он продолжал интересоваться наукой. Особенно его увлекали вопросы хронологии.
В VII веке общепринятыми были несколько систем отчёта времени. Чаще всего даты ставили от сотворения мира. Так же часто считали от первого года правления римского императора Диоклитиана, прославившегося в качестве одного из главных преследователей христиан. Первые христиане не знали не только дня, но и года рождения Иисуса из Назарета. Да это их тогда совершенно не интересовало. Они ждали второго пришествия Иисуса Христа и установления на Земле Царствия Божьего. Но шли годы, все они ушли в мир иной, а новые поколения христиан стали интересоваться жизнью своего Бога.
В 248 году эры Диоклитиана, Римскому папе Бонифацию II понадобилось составить очередное расписание церковных праздников. Эта работа была поручена учёному монаху, настоятелю монастыря в Риме — Дионисию Малому.
Во время этой работы ему пришла в голову мысль: «Почему христиане пользуются летосчислением от начала царствования императора Диоклитиана — злейшего врага и гонителя христиан. Не лучше ли вести счёт лет от рождения основателя христианской религии — Иисуса Христа?». Но ни в каких летописях, ни в каких документах Дионисий не нашел даты его рождения. Тогда он обратился к Евангелию. Согласно Евангелию от Матфея и Луки Иисус Христос родился в царствовании Иудейского царя Ирода Великого и во время организации императором Августом переписи населения. Но если верить евангелисту Матфею, что Иисус родился при Ироде, о котором известно, что он умер в 4 года до н.э., а избиение по его приказу младенцев имело место раньше этой даты то Иисус к том времени был по меньшей мере годовалым ребенком и получается, что он родился в 5 или 6 году до н.э.
Между тем перепись населения, о которой сообщает евангелист Лука, согласно достоверным историческим источникам, проводилась в Иудее римским прокуратором Квиринием только в 6 и 7 году н.э. И если принять за основу версию евангелиста Матфея то в это время Иисус был уже подростком лет двенадцати и не мог лежать в вифлиемских яслях, как это красочно описывает евангелист Лука.
Монах Дионисий поступил просто взял среднюю дату между версиями Матфея и Луки. Отнёс год рождения Иисуса Христа на 754 год от основания Рима или на 284 год до начала эры Диоклитиана. Таким образом 248 год эры Диоклитиана был назван 532 годом от рождества Христова. Римский папа Бонифаций II утвердил расчёты Дионисия и всё новое летосчисление.
Но вернёмся к Беда Достопочтенному. Это новое летосчисление Беда активно отстаивал в своих ранних произведениях «О временах» и «Об исчислении времени».
Первым произведением Беда, в котором была использована система Хронологии от Рождества Христова, было сочинение «О шести возрастах мира». Это был краткий обзор мировой истории, демонстрирующий, как мир движется от языческого прошлого через христианское настоящее к Царству Божьему в будущем. Из-под пера Беда вышло немало произведений, из них самой знаменитой стала «Церковная история ангелов». Её популярность ещё при жизни Беда была огромной. До наших дней дошло 160 рукописей этого произведения, что означает, что её переписывали в каждом втором скриптории и, причём не только в Англии. «История» стала популярной по всей Европе, а её автора стали называть не иначе как Беда Достопочтенный, чтобы подчеркнуть его заслуги.
Комментируя Библию, он всегда старался докопаться до самой сути, каждого слова и каждой фразы. Но иногда при этом давал волю фантазии. Так в христианской традиции и появились имена царей — волхвов — Мельхиора, Каспара и Валтасара, пришедших поклониться новорожденному Христу. Именно Беда является автором этих царей — волхвов, став соавтором евангелиста Матфея.
Он писал, что: «Мельхиор был седовласым старцем, с большой бородой, Каспар, напротив, был молод, не носил бороды и был краснокожим. Третий из царей Валтасар принадлежал к черной расе и бороды не брил»...
Далее Беда Достопочтенный сообщает, что Мельхиор преподнёс Младенцу ларец с золотом, Каспар — кусок ладана, ароматическую смолу, используемую во время церковной службы. А Валтасар положил немного смирны — пахучей смолы, которую использовали при бальзамировании покойников. Беда поясняет: «Смирна, которая была в руках царя напоминала о том, что Сын Человеческий должен умереть!...».
Авторитет Беда Достопочтенного как комментатора Священного писания был так велик, что установить, что это была авторская фантазия и откуда он взял такие подробности никто тогда не посмел спросить.
Ныне, во всем христианском мире люди и особенно дети с радостью и умилением рассматривают Рождественский вертеп и трех царей – волхвов – Мельхиора, Каспара и Валтасара, принёсших дары новорожденному Христу.
В заключение хочу поздравить всех читателей портала «Филателия.РУ» с наступившим Новым годом и Рождеством открытками из моей коллекциии.
М.М. Севастьянов, г. Краснодар
Другие статьи автора:
История на марках. Герб Советского Союза
Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
Олимпийские творцы
Загадка одной марки
«Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
Фестиваль молодежи — фестиваль мира
Вселенная Эдвина Хаббла
Первые перелеты через океан
Le petit Santos — Герой Бразилии
Первые и последние марки Советского Союза
Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
Выставки на марках
Иберо-Американская выставка в Севилье
Письма из Китая
Вопрос филателистам
Три письма из Китая
Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
Люди, «перевернувшие» Землю
«Черное золото» на почтовых марках
История баскетбола на почтовых марках
Первые памятные марки Америки
Круглый стол. Загадка одной марки
Первые олимпийские марки КНР
Вторая Олимпиада КНР
Организация Объединенных Наций на почтовых марках
Уникальная открытка