Сокровищам бесценная оправа
2024-12-17 12:36:02, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К 305-летию создания Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
230-летию со дня рождения архитектора Константина Андреевича Тона
и 175-летию со дня открытия Большого Кремлёвского дворца
6 ноября 2024 года, в день 230-летнего юбилея архитектора Константина Андреевича Тона, мы поделились с вами нашими мыслями и чувствами по отношению к тому, насколько деликатно и уважительно вписал Тон творения зодчих доимперской России в ансамбль воздвигаемого им грандиозного сооружения.
Настало время уделить внимание постройкам в комплексе Большого Кремлевского дворца (БКД), осуществлённым по проектам самого Константина Андреевича.
Позвольте отдать дань уважения ещё одной пристройке Большого Кремлёвского дворца, связанной с ним переходом, не упомянутой нами ранее. На марке почтового блока, приуроченного к 175-детнему юбилею БКД, она хорошо просматривается между Боровицкой и Водовзводной башнями в левой части блочной миниатюры.
Это стройное здание, выдержанное в общедворцовом стиле, — всемирно известная Оружейная палата, получившая свое название от одного из наиболее древних кремлевских казнохранилищ, и воздвигнутая два года спустя после открытия БКД.
На блоке 1976 года выпуска, изображающем макет Московского Кремля, здание Оружейной палаты можно увидеть в левом нижнем углу, между Боровицкой и Водовзводной башнями.
Изображение здания Оружейной палаты размещено на купоне «двухъярусной» сцепки, посвящённой старинным экипажам из девятого, заключительного зала этой уникальной сокровищницы.
Порядка четырёх тысяч драгоценных предметов, столетиями сохранявшихся царской казной и патриаршей ризницей, благодаря усилиям Константина Андреевича Тона, приобретает достойную «оправу». Это и позволило показать всему миру богатство Российской империи в одном из лучших музеев Московского Кремля. Все представленные здесь настоящие сокровища или изготавливали в Кремлевских мастерских, или получали в дар от посольств различных стран мира.
Конечно, в рамках статьи нам, к сожалению, не удастся продемонстрировать вам коронационное платье русских царей и цариц, принадлежавшую им парадную одежду, а также древние государственные регалии, изображения которых бережно хранятся в нашей комплексной филателистической, филокартической и нумизматической коллекции.
Но для начала мы приглашаем вас ненадолго заглянуть в крупнейшее собрание изделий работы русских мастеров, выполненных из золота, серебра и драгоценных камней.
305 лет назад Пётр Великий, замечательный коллекционер, озадачился созданием Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней. В 2019 году АО «Марка» выпустило по случаю его трёхсотлетия продолжение серии «Сокровища России» из четырёх марок, составивших презентабельный буклет.
Кроме этого, отечественных и зарубежных филателистов осчастливили приуроченные к этому знаменательному событию конверты первого дня, картмаксимумы, и сувенирные наборы в художественной обложке.
В собрание Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней с тех давних времен, было принято помещать изделия как русских мастеров, так и их зарубежных коллег. В наши дни этот фонд обязан пополнять Гохран России.
В 2025 году Гохрану России исполняется 105 лет, на протяжении которых эта организация заботится о правильной работе и пополнении фонда выдающимися памятниками нумизматики и фалеристики, ювелирными изделиями, уникальными природными драгоценными камнями, высоколиквидными слитками и редкими самородками драгметаллов, а также всевозможными самоцветами непередаваемой красоты и оригинальности.
В 1967 году Гохран России инициировал организацию на цокольном этаже Оружейной палаты выставки, название которой заставляет замирать в волнении сердца миллионов людей – «Алмазный фонд». Сегодня мы остановим ваше внимание на самых ранних экспонатах «Алмазного фонда», изготовленных с 1750-го по 1761 год. Если у вас при этом возникнет желание продолжить знакомство с этой незабываемой коллекцией, мы готовы представить вам экспонаты эпохи правления Екатерины Великой, а также девятнадцатого и двадцатого веков в статье, посвящённой 105-летию Гохрана России в 2025 году.
Открывает нашу коллекцию порт-букет, выполненный из золота, серебра, бриллиантов и ювелирной драгоценной эмали в середине XVIII века.
Изначально порт-букет предназначался для живых цветов, которые вставлялись в него как в миниатюрную вазочку.
Обратите внимание на некоторые отличия в цветовой гамме порт-букета на почтовой марке РФ и открытке издательства «Правда».
В порт-букет наливали воду, которая не позволяла живым цветам увядать до тех пор, пока не окончится бал или торжественный приём в императорском дворце.
Уже в середине восемнадцатого столетия мастера начали изготавливать золотые и серебряные украшения в форме насекомых, помещая в них драгоценные камни — бриллианты и хризолиты. Пройдет ещё полтора века, но в подобной технике ювелирные изделия ещё будут продолжать успешно изготавливаться. Об этом свидетельствует флакон для духов конца XIX века и часы-подвеска «Божья коровка», выполненные на рубеже XIX-XX столетий в мастерской Санкт-Петербурга.
В центре «Большого букета», изготовленного придворным ювелиром Елизаветы Петровны, помещён бриллиант в 15,5 карат редкой сиреневой расцветки.
Как известно, императрица никогда не надевала одно и то же платье дважды, в результате чего у нее сформировалась великолепная коллекция парадной одежды. И только букеты из ириса, нарцисса и незабудок «перекочёвывали» с одного одеяния царицы на другое.
Придворный мастер Иеремия Позье не пожалел для этого выразительного украшения ни колумбийских изумрудов, ни бразильских бриллиантов.
Изделие декоративно-прикладного искусства «Малый букет» одни исследователи относят к середине восемнадатого столетия, в то время как другим представляется, что оно могло быть изготовлено двумя десятилетиями позже. Иеремия Позье изготовил это замечательное украшение, как и «Большой букет», для парадного платья Елизаветы Петровны.
Ювелир её императорского Величества подложил под камни разноцветные пластины фольги, от чего изделие заиграло великолепными красками.
Сапфир, присутствующий в серьгах 1750-х годов, в переводе с греческого, иврита и персидского означает «синий камень». Это разновидность корунда. В средние века на Руси сапфир было принято называть «лазоревым яхонтом», в то время как рубин – красный корунд – «червлёным».
Гранат, использованный при изготовлении шпилек и броши второй половины восемнадцатого века, берёт свое название от латинского слова «granatus», что в переводе на русский язык обозначает «подобный зёрнам». К числу гранатов обычно относят альмандины, пиропы, гроссуляры, уваровиты и многие другие красные камни. Тёмно-красные кристаллы каждого из них напоминают зёрна граната, в старину называвшегося «финикийским яблоком».
Также во второй половине восемнадцатого века были изготовлены нашивки на кафтан, которые принято называть галунами, от французского слова «galon». Это узкая разноцветная ткань, выполненная в виде ленты или тесьмы плотного плетения. Нашивки включают в себя вплетения металлических нитей (в данном случае - серебряных).
А теперь великолепные изделия мастеров бережно хранит «Алмазный фонд» — органичная часть Оружейной палаты, части Большого Кремлёвского дворца в Московском Кремле.
П.Ф. Борель. Портрет Константина Андреевича Тона. 1881 год.
Но и это – ещё далеко не всё! Продолжение следует...
Латышев Ю.А., Латышева П.А., Латышев О.Ю.
Начало:
Ожерелье чудес допетровской поры