Софи Лорен: почтовое измерение
2024-08-20 08:13:54, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Трудно поверить, что Софи Лорен исполняется 90 лет. Актриса сохраняет неотразимое обаяние и, хотя уже не снимается, не отворачивается от современной жизни. А почтовые администрации многих стран недаром так внимательны к знаменитой актрисе.
О Софи Лорен выходят все новые и новые книги и статьи, и ее юбилей, подготовка к которому началась, по праву считается заметным событием не только в культурной жизни Италии, но и в мировой культуре.
София Шиколоне родилась 20 сентября 1934 года в Риме. Она рано начала участвовать в конкурсах красоты. Её считали очень худой, но обаяние и красота сделали свое дело. Софи стала получать призы на конкурсах. А затем началась карьера в кино. Красивая девушка порою снималась в коммерческих лентах, которые сегодня забыты.
Важной вехой в жизни актрисы стало знакомство с талантливым продюсером Карло Понти. Он выкупил ранние коммерческие фильмы, в которых снималась актриса, и сегодня эти картины мало кому известны. После этого началась работа Лорен в серьезном кино. Актриса связала свою жизнь с Карло Понти, и этот их тандем вошёл в историю кино. Лорен снималась в фильмах разных жанров: в комедиях, исторических фильмах, психологических драмах.
Вот и марки, посвящённые знаменитой актрисе, отличаются разнообразием цветовой гаммы и композиции рисунка. Они составят своеобразную мини-выставку. Некоторые марки имеют в основе портрет, а другие почтовые миниатюры основаны на кадрах из фильмов. Оформление включает не только декоративные рамки, но и другие разнообразные элементы, например, символическое изображение вьющейся киноплёнки.
В подборку филателистических материалов, посвященных Софи Лорен, следует включить марки с портретом выдающегося режиссера ХХ века Витторио де Сики (1901 – 1974). Его аристокартичное лицо с тонкими чертами мы видим на марках Италии и Кубы. В СССР он пользовался уважением коллег-кинематографистов и любовью зрителей. Известен он и как киноактёр.
Фильм Де Сики «Затворники Альтоны» с участием Максимилиана Шелла вышел на экраны в 1962 году. Он покорил зрителей своим интеллектуализмом. Пьеса Ж.-П.Сартра актуальна и сегодня, да и сам фильм не устарел.
История о военном преступнике, который прячется в подвале отцовского дома не только от заслуженной кары, но и во многом от самого себя, от мук совести, была одной из первых экзистенциалистских драм на советском экране. Перед зрителями развернулась вечная тема преступления и наказания, только рассматривалась она на материале ХХ века.
Дуэт Максимилиана Шелла и Софии Лорен многократно усиливает драматическую коллизию, лежащую в основе пьесы. Некоторые психологические ходы героев, элементы эксцентрики в их поведении не были понятны советскому зрителю, воспитанному на реалистическом жизнеподобном кино. Но тем ценнее выход подобного фильма на советский экран.
Софи Лорен играет Джованну – молодую женщину, которая вначале испытывает жалость к своему свояку-затворнику, а потом эта жалость перерастает в более серьёзное чувство. Джованна не знает, что именно совершил скрывающийся в подвале Франц фон Герлах во время войны. А ведь он настоящий военный преступник. Достоин ли он любви? Отношения героев по своей сложности напоминают прозу Достоевского и Грэма Грина.
Композитор фильма – Нино Рота, но в картине звучит также музыка Д.Д.Шостаковича (выразительный пример соприкосновения Лорен с русской культурой). Диалоги были несколько сокращены в советской прокатной версии, но дубляж был очень качественным.
Актриса нашла для своей героини тонкий психологический рисунок, который подчеркивает тяжелейшие душевные колебания молодой женщины. Оператор фильма Роберто Джерарди насытил ленту экспрессивной игрой света и тени, и это придаёт сценам, снятым в подвале, особый драматизм.
Прокат фильма в СССР убедительно доказал, что сложное философское кино пробило дорогу к сердцам советских зрителей. И любители кино сделали однозначный вывод о том, что талантливой актрисе подвластны любые жанры.
Однако отечественному кинозрителю не повезло в плане знакомства с фильмами исторического жанра, в которых снималась Лорен. Это фильмы «Эль Сид», «Падение Римской Империи», «Жила-была». Если бы они попали в советский прокат, число зрителей измерялось бы десятками миллионов.
Можно с уверенностью сказать, что актриса пользуется у нас поистине всенародной любовью. Модницы 1960-х годов (да и более поздних периодов) носили прически как у Софи Лорен, копировали её наряды… Ну а школьники пытались попасть на фильм «Брак по-итальянски», на который детей до 16 лет не пускали. Лента Де Сики окончательно закрепила популярность актрисы в СССР как мегазвезды, а дуэт Лорен и Марчелло Мастроянни стал для советских зрителей едва ли не самым гармоничным и запоминающимся дуэтом в истории нашего кинопроката.
Психологическая драма режиссёра Кэрола Рида «Ключ» (Англия – США,1958) была поставлена по роману прозаика Яна де Хартога «Стелла». Действие фильма происходит в Англии в 1941 году. Образ роковой женщины, в которую влюбляются гибнущие один за другим моряки, был очень необычным для советского зрителя. Софи Лорен придаёт роли целый спектр тонких психологических оттенков. По сюжету в предвидении гибели моряки передают друг другу ключ от квартиры, в которой живет роковая женщина… Стела и впрямь является обладательницей какой-то демонической красоты. Камера фиксирует актрису в статичных позах, но за этой статикой скрывается интенсивная внутренняя жизнь.
Интересно, что фильм «Ключ» имеет и почтово-филателистическое измерение. Одному из героев фильма – капитану Крису Форду (по сюжету он погибает, и главному герою достаётся ключ от квартиры) приходит письмо, которое доставляют, когда капитана уже нет в живых. Главный герой фильма капитан Дэвид Росс поднимает с пола письмо, подсунутое под дверь. Кинокамера фиксирует фамилию адресата на конверте, и зритель видит стандартную английскую марку с портретом короля Георга V (автор рисунка – художник Эдмунд Дьюлак). Эта деталь работает на трагизм ситуации: Крис уже никогда не прочтёт это письмо.
Есть и ещё одна особенность этого фильма, которая может быть интересна исследователям почтовой темы в кино. Стелла рассказывает Дэвиду легенду о двух влюблённых, которых разлучило море. И письма друг от друга им доставляют морские волны. Отметим, что мужчины смотрели этот фильм как военную драму (качественно снятые батальные сцены великолепно смотрятся и сегодня), а женщины следили за лирической линией, но к игре Софии Лорен не остался равнодушным никто.
Последним фильмом с участием Лорен, который был в прокате в СССР, стала картина Де Сики «Поездка» (в другом варианте перевода – «Вояж»). Партнером актрисы был знаменитый Ричард Бартон – актер, хорошо знакомый советским зрителям по английским и американским фильмам. Лента, имевшая в основе рассказ Луиджи Пиранделло, завоевала внимание зрителей благодаря тонкой психологической проработке характеров.
Марки и блоки, посвященные Софи Лорен, занимают почётное место в коллекциях на кинематографическую тему. Существует блок Республики Чад, состоящий из марок с фотографиями Чарли Чаплина и Софи Лорен. Великий Чаплин действительно снимал актрису в фильме «Графиня из Гонконга». Лорен играет русскую графиню Наташу Александрову. Скорее всего, это был первый случай соприкосновения актрисы с русской темой. Однако шедевром фильм не стал, и его вспоминают сегодня только в контексте позднего творчества Чаплина. По жанру это комедия положений, каких много было в кинематографе 1960-х годов.
А на других марках можно увидеть актрису рядом с другими звездами мирового кино, но все же особо выделяются те марки, где мы видим Лорен крупным планом. Правильные черты лица актрисы завораживают, и авторы марок и блоков стремятся сделать цветовую гамму знаков почтовой оплаты как можно более радостной.
Однако не забудем и о двух монохромных марках, которые стали настоящими шедеврами. Речь идет о двух марках, которые, к сожалению, так и не вышли в свет, но их эскизы хорошо известны филателистам. Речь идет о работах известного польского гравера на стали Чеслава Слани. Этот талантливый польский художник и гравер получил широкую известность за пределами Польши. О его отношении к образу знаменитой актрисы следует сказать особо.
Чеслав Сланя (1921 – 2005) по праву считается символом польской графики малых форм. Он создавал уникальные гравюры на стали, которые легли в основу множества марок вначале Польши, а потом и ещё нескольких стран. Большинство из них было выпушено в почтовое обращение в Швеции и в других странах, однако были и проекты, которые остались уникальными экспериментами в истории почтового дизайна, но при этом так и не воплотились в настоящие марки.
Так, например, Сланя создал целую серию экспериментальных авторских марок, посвящённую знаменитостям. Художник и не надеялся, что эти знаки почтовой оплаты выйдут в свет, поэтому он дал волю своей богатой фантазии и украсил портреты изящными декоративными рамками. И даже номинал присвоил.
Марки одноцветные, но это только придает им особую красоту. Не случайно эти изображения вошли в книги и статьи, посвященные творчеству Слани. Любители искусства по достоинству оценили эти миниатюрные шедевры. Среди этих запоминающихся изображений мы находим удивительный по тонкости исполнения портрет Софи Лорен. Он выполнен по фотографии, но мастерство Ч.Слани таково, что благодаря тонкой светотеневой лепке фотография на глазах у филателистов словно трансформируется в шедевр живописи.
Автор этих строк пользуется случаем высказать пожелание, чтобы эти замечательные авторские проекты стали настоящими марками. Возможно, кое-что придется переделать, да и номинал будет другим, но талантливые гравюры Слани обязательно должны начать путешествовать по миру в виде почтовых миниатюр.
В год 90-летия со дня рождения замечательной актрисы Софи Лорен хочется пожелать ей долгих лет жизни, а молодым любителям кино – почаще обращаться к фильмам прошлых лет и не забывать великих кинозвёзд.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Фото из открытых источников
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления