Филателистическая нейроистория
2024-07-29 14:53:02, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Сегодняшний мир уже не тот. За последние несколько лет он очень сильно изменился... все больше и больше в нашу жизнь входят машины, роботы и компьютеры. И вот уже марки рисует нейросеть. Как это выглядит, рассказывает филателист из Обнинска Антон Лунев.
* * *
Вместо аннотации и введения.
Я трижды начинал этот текст. Трижды останавливался, перечитывал его и все удалял. Слишком сбивчивым и непонятным мне казалось написанное. А все потому, что тема очень сложная и спорная. В итоге, я решил пойти путем классического учебника и разделить статью на две части: теоретическую и практическую. И именно таким образом попытаться донести до читателей свои мысли, идеи и опасения. Итак…
Часть первая. Теоретическая.
Сегодня окружающий нас мир меняется и развивается с такой скоростью, что порой мы не сразу замечаем появление нововведений, которые со временем начинают весьма заметно влиять на нашу жизнь. И далеко не всегда положительным образом. А самым, пожалуй, непонятным, и от этого пугающим является появление «НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ».
Мы часто слышим, что при помощи нейросетей злоумышленники создали «фейковую новость». Говоря простым языком — информационную мистификацию (совсем грубо – обман), с целью введения в заблуждение окружающих людей или организаций для получения финансовой выгоды, а также, чтобы посеять панику или негодование среди граждан, опубликовывая фейки о нашей стране. Однако далеко не всегда нейросети используют в преступных целях.
Многие подобные проекты «шагнули в народ». Именно нейросети сегодня озвучивают большинство видеороликов, размещаемых на иностранных и российских (RuTube) видеохостингах. Именно нейросети работают в автоответчиках банков и крупных сетевых компаний. Нейросети помогают спецслужбам распознавать лица в потоке пассажиров метро, крупных вокзалов и аэропортов. Сегодня нейросети помогают фотографам обрабатывать сделанные ими снимки. Но сейчас существуют и проекты, использование которых большим количеством пользователей позволяет им (сетям) быстро развиваться (или, говоря профессионально, обучаться). К таким проектам относятся «рисующие» нейросети, и нейросети, создающие музыку.
Фото: Midjourney
Я не случайно использовал термин «рисующие». Изначально подобные проекты были «подражающими». Им показали картины великих художников. Нейросети проанализировали их с точки зрения композиции, цветовой палиты, художественных приемов, построения композиции и прорисовки линий. После этого нейросети стали выдавать «шедевры» в стиле великих мастеров. По соображениям этики, а так же во избежание появления «ранее неизвестных работ» того или иного автора, данные функции в нейронных сетях были отключены, а доступ к ним остался только у разработчиков музейных экспертов и реставраторов.
Поэтому, сегодня нейросети учат рисовать «с нуля». По текстовым запросам сеть рисует картинки, которые оценивают как пользователи, так и эксперты. Нейросеть «делает выводы» исходя из оценки, и вносит исправления в свои алгоритмы.
Надо отметить, что по идее, чем «раскрученнее» проект, чем больше у него пользователей, тем более качественные картинки должна выдавать сеть. Однако это не совсем так. Важную роль играет правильная оценка «работ» сети, и качественная работа программистов с алгоритмами самой сети. Отмечу, что есть свой подобный проект и в России – «Нейро Холст». И, как мы увидим, далеко не самый худший.
А теперь от скучной теории, давайте перейдем к рассмотрению практической стороны вопроса.
Часть вторая. Практическая.
Мы сравним работы, выданные сетями по текстовым запросам (русский и английский варианты одинаковы). Итак...
Запрос 1: «Почтовая марка с кроваво-красным закатом над морем с парусным кораблём, лаконичные техники работы кистью».
Английская версия этого запроса: «Postage stamp with blood-red sunset over sea with sailing ship, concise brushwork techniques».
Варианты марки предложенные сетью «Midjourney v.6»:
Довольно неплохие варианты.
Но, давайте теперь посмотрим на варианты этой марки, предложенные российской сетью «Холст»:
Что мы видим? Российская сеть создала рисунок не хуже, а на мой взгляд и интереснее, чем сеть «Midjourney». И главное, рисунки сети «Холст» больше удовлетворяют требованию создания МАРКИ, что является весьма важным аспектом нашего сравнения. И даже имитацию штемпеля, на созданной марке, наша сеть попробовала сделать. И если убрать с рисунка лишние иероглифы, мы получим весьма интересные варианты почтовой марки с кораблем в море на фоне заката.
Это был очень детально конкретизированный запрос. Давайте попробуем сделать запрос более общим.
Запрос 2: «На севере диком стоит одиноко сосна, техника сухая кисть» (по мотивам стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова). И вот тут с английской версией запроса возникли проблемы.
Мне все время сеть выдавала сообщение о недопустимости моего запроса. Не могу утверждать со сто процентной уверенностью, но мне показалось, что сети «Midjourney» не понравилось цитирование без указания автора слов запроса.
Проблема была решена запросом вида: «A postage stamp drawing in dry brush technique, based on Lermontov's poems about the harsh nature of the north and a lonely towering pine tree». («Рисунок почтовой марки в технике сухая кисть, на стихи Лермонтова о суровой природы севера и возвышающейся одиноко сосне»).
Ну и результаты второго тестирования. Сеть «Midjourney»:
В этот раз я подключил еще одну импортную сеть. Это «DALL-T 3». Вот ее вариант:
И, наконец, варианты, предложенные российской сетью «Холст»:
Выводы, конечно, каждый сделает для себя сам, исходя из своих предпочтений и вкусов, но лично мне кажется, что с более общим запросом российская сеть справилась лучше остальных. Но это только мой взгляд.
Ну и самый общий запрос, наименее словесно детализированный.
Запрос 3: «225 лет со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина».
И английский вариант запроса: «225 years since the birth of Russian poet Alexander Sergeevich Pushkin».
А теперь результаты, предложенные сетями.
Сеть «Midjourney»:
И четвертое изображение вас удивит:
Что-то есть смутно знакомое в первых двух картинах. Что-то они мне напоминают…
Ульянов Николай Павлович (1875-1949). «А.С. Пушкин в Михайловском. 1936 год»:
П.П. Кончаловский. «Пушкин в Михайловском. 1932 год»:
Мне кажется как-то так. Одна беда, сам Александр Сергеевич на себя совсем не похож на рисунках иностранной сети.
Теперь давайте посмотрим на работы российской сети «Холст»:
Согласитесь, что на работах российской сети Пушкин сам на себя похож гораздо больше. Особенно на третьем предложенном изображении.
Предварительные выводы.
Каждая из протестированных мной нейросетей выдает изображения достаточно точно соответствующим запросам. Надо отметить, что чем точнее детализация запроса, тем более качественную картинку мы можем получить. Особо стоит отметить работу российской нейросети и качество ее изображений.
Отсюда возникает сам собой напрашивающийся вопрос: КАК СКОРО МЫ ПОЛУЧИМ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ, НАРИСОВАННЫЕ НЕЙРОСЕТЬЮ?
Часть последняя. Музыкальная.
Что касается музыкальной сети, то тут все происходит примерно также, за тем лишь исключением, что российского аналога, какой-нибудь «музыкальной шкатулки» я не нашел. Ну а импортная сеть точно так же получает от нас запрос и выдает два варианта музыкального «шедевра».
Мы задаем тему и стиль произведения. Вот вам пример. Я задал сети запрос: «Написать вальс в стиле Чайковского, посвященный серии почтовых марок «Трехсотлетие дома Романовых».
«В стиле Чайковского», сеть понимает, как классический вальс. Запрос, естественно, вводим на английском языке, и получаем текст и два музыкальных варианта.
Я, введя этот запрос, получил следующее:
Stamps so grand to celebrate
House of Romanov in fate
Three centuries of reign
History in a frame
[Verse 2]
Tchaikovsky's notes we dance
Digging deep in a trance
Emperors portrayed in ink
To their era we link
[Chorus]
Romanov's rich legacy
Echoes in our symphony
Postage stamps old and bright
Honor in the moonlit night
[Bridge]
Ballrooms filled with regal air
Dancers move without a care
Stamps recall the noble flair
Spinning under chandelier's glare
[Verse 3]
Collectors hold history
Printed pages of mystery
Every stamp a tale to tell
Of a time that bid farewell
[Chorus]
Romanov's rich legacy
Echoes in our symphony
Postage stamps old and bright
Honor in the moonlit night.
Русский вариант, машинный перевод:
Марки такие грандиозные, чтобы отпраздновать
Дом Романовых в судьбе
Три столетия правления
История в кадре
[Стих 2]
Ноты Чайковского мы танцуем
Копаем глубоко в трансе
Императоры, изображенные чернилами
С их эпохой мы связываем
[Припев]
Богатое наследие Романова
Отголоски в нашей симфонии
Почтовые марки старые и яркие
Честь в лунную ночь
[Мост]
Бальные залы, наполненные королевской атмосферой
Танцоры двигаются беззаботно
Марки напоминают о благородном чутье
Кружусь под светом люстры
[Куплет 3]
Коллекционеры хранят историю
Печатные страницы тайны
Каждая марка — это история, которую стоит рассказать
О времени прощания
[Припев]
Богатое наследие Романова
Отголоски в нашей симфонии
Почтовые марки старые и яркие
Честь в лунную ночь.
Конечно, можно литературно обработать этот машинный перевод и получить что-то типа:
Держим в руках мы с историей марки,
Дома Романовых правление славящие.
Выпуск их был столь грандиозен,
Что даже сегодня в волнение вводит.
Предлагаю устроить литературный конкурс на лучшее стихотворное переложение английского текста.
Ждем ваши варианты, а вы пока можете насладиться музыкальными вариантами этого произведения:
Вариант №1
Вариант №2
Антон Лунев