Николай Самокиш – гений батальной живописи
2024-07-05 15:39:49, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Живописец, график и плакатист Николай Семёнович Самокиш был настоящим титаном батальной живописи. Созданные им композиции на военную тему принадлежат к числу шедевров реалистического искусства. Ему посвящены два почтовых конверта СССР разных лет и один почтовый конверт Украины.
Художник родился в 1867 году. По линии отца среди его предков были этнические венгры. Он в течение нескольких лет учился в знаменитой Нежинской гимназии (известной тем, что там учился Н.В. Гоголь), а затем в Петербурге, в Академии художеств (поэтому блок РФ 2007 года с изображением здания Академии вполне может быть использован для иллюстрации начала биографии Самокиша как художника).
Русская школа батальной живописи отличалась высоким уровнем мастерства, монументальным размахом и хорошим знанием военной истории. Знаменитый баталист Франц Алексеевич Рубо (1856 – 1928) и не менее талантливый мастер военной темы в живописи Богдан Павлович Виллевальде (1818 – 1903) заложили традиции русской военной картины. Баталистика России отличалась уважительным отношением к истории, хорошим знанием военной атрибутики и тщательной проработкой всех деталей. Самокишу повезло: он попал в мастерскую Виллевальде.
Однако мастера военно-исторических композиций всегда учитывали и опыт зарубежных стран. В России было популярно имя парижского баталиста Эдуарда Детая (в другом написании Детайля, 1848 – 1912), который мастерски воспроизводил на полотне сцены боев и военных парадов и учений. Детаю посвящены марки нескольких стран, в том числе его родной Франции.
Французские баталисты изображали военные учения и парады, сцены сражений, солдат и офицеров, отличившихся в боях. От художника требовалось найти нужную степень уравновешенности композиции, цветовую гармонию и сделать так, чтобы глаза зрителя не уставали и не разбегались.
Детай был настоящим королем баталистов, признанной знаменитостью. Именно в его мастерскую был послан начинающий живописец Николай Самокиш, когда был отправлен в Париж для совершенствования живописного мастерства.
Во времена юности Самокиша мастеров исторической картины, в том числе батальных композиций, называли помпье (что в переводе с французского означало пожарные). Это необычное прозвище французские мастера исторического жанра получали потому, что на их полотнах из античной эпохи зритель часто видел древнеримские шлемы, а они очень напоминали пожарные каски.
Впрочем, в мастерских помпье можно было и впрямь увидеть и настоящую древнеримскую военную атрибутику. Париж славился своими антикварными лавками, и художники могли украсить свои мастерские экзотическими предметами. Им нравилось работать, глядя на предметы быта и произведения искусства эпохи Ренессанса и барокко, а то и на бесценные археологические находки. Навыки, полученные в мастерской Детайля, остались с художником на всю жизнь. Он стал профессиональным баталистом высокого класса.
Самокиш блестяще изображал лошадей, вырисовывал детали обмундирования. При этом композиция всех произведений была тщательно выверена, полностью лишена лишних деталей.
В Париже художник познакомился со своей будущей женой: талантливой рисовальщицей Еленой Петровной Судковской (1863 – 1924).
Супруги нередко работали над некоторыми проектами совместно. Это был настоящий творческий тандем.
Самокиш застал эпоху направления в искусстве, которое получило название русский стиль. Это аналог английского направления артс энд крафтс. Для русского стиля характерно обилие орнаментов с этническим колоритом, целый хоровод персонажей в русских костюмах, многочисленные иллюстрации к пословицам и поговоркам. Этот стиль охватил также и предметы декоративно-прикладного искусства, и в музеях хранятся керамические сосуды, изделия из дерева и керамики, украшенные орнаментальными узорами в этническом стиле. Эти предметы выполнены на рубеже веков.
В первых послевоенных биографиях Н.Самокиша большое внимание уделялось батальной живописи советского периода. Жаль, что даже этот пласт наследия Самокиша пока не нашел отражения в маркоиздании. На сегодняшний день нет ни одной марки, на которой мы бы могли увидеть работы знаменитого баталиста. Но его приемы всё же нашли отражение в филателии. Мы имеем в виду почтовые миниатюры, имеющие в основе произведения талантливого ученика Самокиша – живописца М.Авилова (1882 – 1954).
Михаил Иванович Авилов учился в мастерской Ф.Рубо, а с 1910 года – у Н.Самокиша. Его живописные работы на историческую тему отличались прежде всего яркой цветовой гаммой. Это делало их особенно привлекательными. Немаловажную роль играет и динамика произведений. Работы Авилова в жанре батальной картины хорошо знакомы филателистам.
В разные годы на марках воспроизводились его картины «Поединок Пересвета с Челубеем» и «Приезд И.Сталина в Первую Конную Армию». Фигура Сталина смоделирована не очень удачно, необычно смотрится шапка-ушанка с завязанными тесемками, но зато как прекрасно изображены кавалеристы! В прорисовке лошадей и фигур всадников чувствуются традиции, заложенные Самокишем. На блоке Мозамбика репродукция, конечно, цветная и всадники смотрятся особенно эффектно. Именно эта картина легла в основу одной из венгерских марок, посвященных И.Сталину.
Художник Шандор Легради использовал зеркальное изображение фрагмента картины «Приезд И.Сталина в Первую Конную Армию» и несколько видоизменил композицию. Получилась оригинальная работа художника Легради и в то же время в ней чудодейственным образом просматриваются приемы Самокиша.
Однако Самокиш занимался не только батальной живописью. Мини-коллекция, посвященная его творчеству, вполне может включать в себя прошедшую почту открытку, посвящённую зданию Витебского вокзала в Петербурге. Украшением вокзала было помещение, получившее название Картинный зал. Супруги Николай и Елена Самокиш выполнили для этого великолепного вокзала цикл панно, посвященных истории железной дороги в России. Все картины отличаются совершенной живописной техникой, а весь ансамбль сгармонирован так, что ни одна из композиций не выбивается из общей колористической схемы. Мы видим первый в России поезд, концерт на Павловском вокзале, современный вид Витебского вокзала и т.д.
Немецко-фашистская оккупация тяжелым катком проехалась по биографии художника. Он нарисовал антифашистский плакат, но в те годы плакатная стилистика была уже совсем иной (стремительно развивался фотомонтаж) и произведение агитационного искусства, выполненное в стилистике модерна, смотрится несколько архаично. Но важно другое: пламенный патриотизм художника, ненавидевшего оккупантов.
Николай Семенович всего один год не дожил до Победы и тяжело переживал немецко-фашистскую оккупацию. Самокиш скончался в 1944 году в Симферополе. Некролог опубликовала местная газета, которая была в подчинении у оккупационных властей.
В нашей стране имя выдающегося баталиста уже давно увековечено. Со середины 1950-х годов в СССР выходят книги и статьи о художнике, его работы воспроизводятся в трудах по советскому искусству и батальной живописи. Есть и открытки, хотя репродуцируемые произведения относятся главным образом к советскому периоду.
Излишне говорить, каким подарком для поклонников батальной живописи стала бы музеефикация мастерской М.И.Авилова. Ну а серия марок с батальными полотнами Самокиша была бы настоящим почтово-филателистическим событием.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления