Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
2024-05-15 12:05:13, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Михаил Самуилович Бернер предлагает совершить с ним виртуальную филателистическую экскурсию по Музею-заповеднику «Абрамцево», который расположен недалеко от города Сергиев Посад, на берегу речки Вори.
В середине XVIII в. здесь была устроена усадьба, которая получила известность благодаря своим владельцам.
* * *
Усадьба Абрамцево — место творчества российских писателей, поэтов, художников.
Не всегда филателистам удаётся выбрать время посетить музеи, узнать историю их создания. Филателия даёт им эту возможность.
С 1843 года владельцем усадьбы Абрамцево становится писатель С.Т. Аксаков (1791-1859). Семья Аксаковых отличалась гостеприимством. К ним в приезжали актёр М. Щепкин, писатели и поэты И. Тургенев, Ф. Тютчев, М. Загоскин и др.
Подолгу в Абрамцеве жил Н. Гоголь.
В 1859 году С.Т. Аксаков умирает и Абрамцево приходит в запустение. В 1870 году усадьбу покупает промышленник, меценат, покровитель искусств С.И. Мамонтов (1841-1918).
Мамонтов восстанавливает традиции, заложенные Аксаковым. Усадьба становится родным домом для художников, артистов. Портретная галерея гостей в Абрамцево достаточно полно представлена на Государственных знаках почтовой оплаты.
На снимке друзья С.И. Мамонтова. Художники: И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, В.Серов, скульптор М.Антокольский. Савва Мамонтов за роялем.
Абрамцево вдохновляло художников создавать замечательные произведения искусств, связанных с усадьбой и её обитателями.
Образы детей С.И. Мамонтова запечатлены на полотнах В.А. Серова и В.М. Васнецова.
Художник В.А. Серов ещё с детства бывал в семье Мамонтовых в Абрамцево. Мать художника была знакома с семьёй Саввы Ивановича и привозила туда своего сына. Валентин Александрович был ровесником старших сыновей семьи.
Серов часто бывал в усадьбе мецената, основателя Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова. В августе 1887 года Серов гостил у Мамотовых и обратил внимание на живую, жизнерадостную 11-летнею дочку Саввы Ивановича, когда та вбежала в дом с персиками и села за стол. Персики выращивались в оранжерее усадьбы.
22-летний Серов был тронут увиденным и предложил девочке позировать. Художник работал над картиной в течение 2-х месяцев и подарил написанное полотно матери Верочки. За картину «Девочка с персиками» Серов был награждён премией Московского общества любителей художеств. В юбилейную серию марок, посвящённых 150-летию Третьяковской галереи, была включена марка, на которой показана картина В.А. Серова «Девочка с персиками, 1867г.».
Серов был не единственным, кто написал портрет Верочки. На картине В.М. Васнецова «Девушка с кленовой веткой» Вере Мамонтовой 20 лет.
В.М. Васнецов создавал свою картину «Алёнушка», «вглядываясь в черты лица, особенно в сияние глаз» Веры Мамонтовой.
Васнецов был большим другом семьи Мамонтовых, завсегдатаем Абрамцева, принимал активное участие в деятельности абрамцевкого кружка художников. В 1871 году у Виктора Михайловича возник замысел написать картину «Богатыри». Над картиной он работал 20 лет .
Художник считал «Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом». С.И.Мамонтов создаёт все условия, чтобы Васнецов мог работать над своей картиной. В 1881 году Савва Иванович перестраиват сарай в мастерскую, в которой Васнецов смог бы разместить полотно размером 295,3х446 см.
На картине показаны былинные герои защитники Родины: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.
Для этой работы Васнецову нужны были натурщики. Илья Муромец — это один из прообразов крестьянина из соседней деревни. Черты лица Добрыни Никитича он рисовал с себя, а Алёша Попович — это сын Саввы Мамонтова Андрей.
Богатырских коней, которые показаны на картине, приводили из конюшен Мамонтова. За спинами «Богатырей» окрестности Абрамцево.
Картина «Витязь на распутье» была написана художником по заказу С.И. Мамонтова.
Художник М.В. Нестеров довольно часто приезжал в Абрамцево. Осенний пейзаж в окрестностях усадьбы показан на его знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею».
Рядом с Абрамцево, в деревне Комякино, Нестеров нашёл «натуру» для создания образа «Отрака Варфоломея».
Нестеров долго искал образ Варфоломея, пока однажды, не увидел его в... девочке. Вот как художник описывает этот момент: «Я шел по деревне и вдруг увидел девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез».
Художественное чутьё С.И. Мамонтова подсказало ему пригласить М.А. Врубеля посетить усадьбу в 1890 году. С тех пор Михаил Александрович стал неоднократно бывать в гостях у Мамонтовых.
В Абрамцево Врубель увлёкся майоликой (цветная обожженная глина покрытая глазурью). Мамонтов поддержал это направление в прикладном искусстве не только финансово, но создал все необходимые условия для творчества. По его инициативе создаётся керамико- художественная мастерская, что послужило началом возрождения российской керамики. Многие художники принимали в этом участие, работая в мастерской. Однако наибольших успехов добился М.А. Врубель в содружестве с П.К. Ваулиным (1870-1943).
Пётр Ваулин по образованию был химик-технолог, досконально изучивший керамическое дело, придумал рецепты покрытия керамики. В 1900 году на всемирной выставке в Париже керамика из Абрамцева была удостоена высшей награды. На почтовом блоке из четырёх марок показана Абрамцевская керамика.
В мастерских Абрамцево изготовили: по эскизам Врубеля майоличную облицовку фасада гостиницы Метрополь в Москве (панно «Принцесса Грез»), по эскизам архитектора Шехтеля здание Ярославского вокзала опоясывает широкий керамический фриз с растительным узором, а в его залах находятся четыре панно с картинами Коровина, посвящённые северу.
По эскизам В. Васнецова была изготовлена керамика для здания Третьяковской галереи.
Абрамцево-кудринская резьба по дереву.
У истоков Абрамцево-Кудринской резьбы по дереву стояли художники И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Они обратили внимание на резную доску, которую нашли недалеко от усадьбы.
Сестра В.Поленова Елена и жена Саввы Мамонтова Елена Григорьевна основали в Абрамцево школу для крестьянских детей. Целью ее создания было «внести просвещение в среду подрастающего поколения крестьян, поднять их материальное благосостояние». Для этого в школе, наряду с учёбой, были созданы столярные классы. Практику ребята проходили в столярно-резчицкой мастерской Абрамцева. Художественным руководителем стала Елена Дмитриевна Поленова. По ее эскизам крестьянские дети создавали различные предметы крестьянского быта, украшая их резьбой.
Находка Репина и Поленова послужила образцом для развития абрамцево-кудринской резьбы по дереву. На почтовой марке и конверте показаны изделия Абрамцево-кудринской резьбы.
В сентябре 1899 года С.И. Мамонтова обвинили в экономических злоупотреблениях при строительстве железных дорог. Савву Ивановича заключили в Таганскую тюрьму, в которой он пробыл полгода. В это трудное время его поддержали: Серов, Поленов, Антокольский, Станиславский и другие деятели культуры России.
На процессе по делу Мамонтова выступил Фёдор Плевако, с которым он был знаком ещё по Московскому университету. Блестящая речь Плевако доказала отсутствие корысти и сняло с дела «уголовный характер». Суд присяжных признал Савву Ивановича невиновным, однако отметил нецелевое использование средств.
В серии почтовых марок, посвящённых выдающимся юристам России, вышла почтовая марка с портретом Ф.Н. Плевако.
М.С. Бернер
Статьи по теме:
Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках
Экскурсия в Третьяковку. Часть II
Экскурсия в Третьяковку. Часть III
Экскурсия в Третьяковку. Часть IV
Экскурсия в Третьяковку. Часть V
Экскурсия в Третьяковку. Часть VI
Экскурсия в Третьяковку. Часть VII
Экскурсия в Третьяковку. Часть VIII
Экскурсия в Третьяковку. Часть IX
Экскурсия в Третьяковку. Часть X
Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
Тайны Третьяковки
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии