Н.К. Рерих глазами филателиста
2024-04-03 10:29:27, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В 2024 году отмечается 150-летие со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947 – 2024). Эта важная юбилейная дата дала возможность с позиций современности взглянуть на наследие художника. Оно столь многогранно, что специалисты будут классифицировать весь корпус картин, рукописей и археологических находок Рериха долгие десятилетия. Впереди новые открытия.
Наследие Рериха широко распространено по всему миру. Его картины и рисунки хранятся в музеях многих стран. Он узнаваем, и его самобытное и экспрессивное творчество побуждает зрителей мыслить, анализировать, познавать мир. Не случайно в разные годы выходили марки, посвященные этому великому человеку. Коллекционеры дорожат выпусками Болгарии, Индии, Молдовы, и есть надежда, что к юбилейной дате выйдут новые почтовые эмиссии.
Художник родился в 1874 году в Петербурге в семье нотариуса. Он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но увлечение изобразительным искусством взяло верх.
Рериху повезло с учителями, среди которых был знаменитый пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 – 1910). Обучение у Куинджи сыграло важную роль в биографии молодого художника. Если мы поместим в коллекцию, посвященную Рериху, марки и картмаксимумы с репродукциями картин Куинджи, мы сразу увидим, что оба художника особенно чутко относились к освещению, были настоящими экспериментаторами в плане изображения света, игры световых рефлексов. Рериха считают живописцем тайны. Для его полотен характерна атмосфера мистической таинственности, мудрость веков, воплощённая в его пейзажах, словно не торопится раскрыться каждому. Нужна серьёзная духовная работа.
Художник начал профессионально заниматься живописью в эпоху символизма и модерна. Символы и аллегории в полном смысле слова пронизывали европейскую живопись. Для Рериха были важны его корни, которые вели в Скандинавию. Он интересовался северными народами и с юности много знал о культуре стран Северной Европы. Не менее сильно его влекла археология его родной страны – России. Молодой художник живо интересовался стариной, хорошо знал не только основы археологии, но и многие тонкости этой профессии. Он был членом объединения “Мир искусства”, входил он и в другие художественные группировки России.
После Октябрьской революции Рерих покинул страну. Его религиозно-философские искания и символистские эксперименты в живописи трудно было увязать с новой культурой. Он переехал в Финляндию, но средств к существованию почти не было. Художнику помог его коллега – основатель финской национально-романтической школы живописи А.-В.Галлен-Каллела. Рерих начал активно выставляться в разных странах, а вскоре приступил к созданию различных культурно-просветительских организаций, деятельность которых была направлена на сохранение культурного наследия.
Первой почтовой миниатюрой СССР, посвященной Н.К. Рериху, была марка 1974 года с репродукцией картины «Заморские гости» (1901). Эта многоцветная миниатюра имела большой успех у коллекционеров. Ещё две почтовые миниатюры отражают пейзажное творчество художника. Скоро выйдет блок, об особенностях которого мы пока ещё не знаем.
А могут ли нам помочь в создании рериховской коллекции зарубежные марки?
Важную роль в становлении мировоззрения Рериха сыграл выдающийся бельгийский поэт-символист Морис Метерлинк. Пьесы Синяя птица, Слепые и Смерть Тентажиля были очень популярны в России. Не менее широко были известны и философские стихи знаменитого символиста. Рерих оформил трёхтомное собрание сочинений Метерлинка, которое сегодня стало библиографической редкостью. Он создал для обложек этих трех томов оригинальные рисунки тушью квадратной формы.
Пока ещё недостаточно полно исследована перекличка творчества Рериха с индивидуальным стилем живописца Фердинанда Ходлера (1853 – 1918). Это выдающийся швейцарский пейзажист и мастер символико-мифологической композиции. Приемы Ходлера (прежде всего композиционные) настолько полно и всесторонне были освоены Рерихом, что, создавая коллекцию марок о Николае Константиновиче, мы имеем полное право поместить в неё ходлеровские марки.
Биография Ходлера совсем не похожа на жизненный путь Рериха. Художник родился в марте 1853 года. Он происходил из небогатой семьи. Его отец был плотником, а мать – прачкой. По преданию она была женщиной необыкновенной красоты. Работала госпожа Ходлер в тюрьме и офицеры приходили полюбоваться ее красотой.
Швейцарская живопись была очень разнообразной, и Ходлер работал в разных жанрах, уделяя большое внимание исторической живописи. При этом он был настоящим новатором в искусстве пейзажа, с особым вниманием относился к линии горизонта и выстраивал целые сюиты горизонталей: дальний план, линия берега, линия прибоя... Его любовь к параллельным линиям вызвала к жизни целое направление, которое получило название «параллелизм».
Параллелизм Ходлера быстро приобрёл общеевропейскую известность. Художник пленил любителей искусства своей манерой, он подкупил публику тем, что его герои не только были умело вписаны в окружающий ландшафт, но также двигались в пространстве в каком-то завораживающем музыкальном ритме. Подобные картины имели абстрактные названия: «Сон», «День», «Юность». Они очаровывали зрителей своей загадочной атмосферой. Началось повальное увлечение “композиционными схемами» с игрой параллельных линий, которые создавали на холсте состояние удивительной гармонии.
То же самое мы находим у Рериха. В данном случае мы имеем дело с художниками, которые шли в искусстве пейзажа одним и тем же путём, стремясь увести зрителя в мир медитации и философских рассуждений. Отметим здесь, что медитативное состояние на картинах Рериха основано на глубоком и всестороннем изучении психологии и философии, тайн человеческой души.
Рерих скончался в 1947 году. Осмысляя последствия Второй мировой войны, он тяжело переживал не только страдания и гибель людей, но и разрушение исторических и художественных памятников, которые должны передаваться следующим поколениям. Художник и ранее уделял большое внимание сохранению памятников искусства.
Сыновья художника – Святослав Николаевич Рерих (художник-живописец) и Юрий Николаевич Рерих (ученый-востоковед) также изображены на знаках почтовой оплаты. Им посвящены почтовые конверты России. На конверте, посвященном С.Н.Рериху (1904-1993, дата выпуска конверта 16 июля 2004 года) мы видим портрет художника на фоне одной из его пейзажных работ. Перед нами умное лицо мудреца, многое познавшего в этой жизни.
Востоковед Ю.Н. Рерих (1902-1960) изображен на конверте, автором которого является художник С.Чернова. Ученый изображен на фоне восточного пейзажа. Конверт выполнен в сдержанной цветовой гамме. Он был выпущен 25 марта 2002 года.
Две мировые войны, которыми был отмечен ХХ век, стали тяжелейшим испытанием для всего человечества. Знаменитый Пакт Рериха стал документом, регламентирующим процесс сохранения памятников культуры, сохранения их в периоды военно-политических конфликтов. Эмблема пакта воспроизведена на марке Молдовы и на нескольких конвертах. В 2001 году Издатцентром «Марка» был выпущен конверт, воспроизводящий картину Рериха «Пакт культуры. Знамя мира».
К полуторавековому юбилею Николая Константиновича Рериха в Российской Федерации будет выпущен почтовый блок. Его захотят приобрести не только коллекционеры, интересующиеся темой «Живопись», но и филателисты, разрабатывающие философскую тематику.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Итальянский футуризм
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления