Коллаж в филателии
2024-01-12 13:22:59, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Все чаще одним из самых современных произведений искусства считают коллаж. Мы недооценивали этот жанр как воплощение тайны – ведь склеивая картину из разнообразных фрагментов и разнородных предметов, художник нередко восстанавливает разрушенную душу.
В 1908 году уже упоминавшийся нами Пабло Пикассо впервые создал произведение живописи, в которое были вклеены кусочки бумаги. Они словно напоминали зрителям, что жизнь может вторгаться в искусство. Это показалось современникам очень странным, и все же именно с этого момента берет свое начало история коллажа – «составного» произведения искусства, предполагающего склеивание картины из разнородных фрагментов.
В те годы Пикассо был членом объединения, которое носило необычное название «Плавучая прачечная». Входившие в объединение художники-кубисты хотели найти в жизни и в искусстве некое четвертое измерение. Сохраненные и приклеенные к холсту обрывки театральных билетов и ресторанных счетов словно помогали им проникнуть в новый для них тип пространства. Постепенно мастера коллажа стали искать аналоги своему творчеству в истории искусства и поняли, что Пикассо был далеко не первым.
В ХХ веке художники открыли для себя творчество Джузеппе Арчимбольдо, художника, составлявшего картины из разных предметов. Ему посвящена многоцветная итальянская марка. Мало кто из художников эпохи позднего Возрождения был окружен таким ореолом таинственности, как Арчимбольдо. Этот талантливый живописец работал при дворе Рудольфа II, и за годы, проведенные в Праге, поразил короля целым каскадом головокружительных изобретений.
Жизнь Арчимбольдо на первый взгляд не богата внешними событиями. Он родился в 1527 году в Милане в семье художника Бьяджо Арчимбольдо. Мать будущего живописца звали Кьяра Паризи. Род Арчимбольдо, у которого были немецкие корни, имел в своем гербе три розы на белой ленте. Детство и юность Джузеппе были заняты одним – овладением живописным мастерством. Естественно, что учился он у собственного отца и помогал ему расписывать Миланский собор. В 1562 году Арчимбольдо был приглашен в Вену на должность придворного живописца императора Священной римской империи Фердинанда I.
Молодой художник погрузился в портретную живопись, но создаваемые им портреты были словно склеены из разнородных мелких вещей. В те годы искусство портрета все больше насыщалось магической атмосферой маньеризма – искусства сочетаний разнородных предметов, мира изысков и символов. Вскоре в жизни Арчимбольдо начался период работы при дворе короля Чехии Рудольфа, в течение которого художник открыл для себя Прагу с ее жемчужинами архитектуры. В Праге он создал множество произведений, которые были словно склеены из разных фрагментов. Рудольф любил все необычное и сразу же увлекся этими далекими предками современного коллажа.
Арчимбольдо придумал свой собственный вид изображения человека, получивший название «составной портрет». Овощной портрет был лишь одной из разновидностей этого жанра. Арчимбольдо доказал, что комбинированные картины можно создавать из самых разных предметов. В 1563 году он создал целый цикл таких портретов и оставался верен этому жанру всю жизнь.
Каждая из составных голов работы Арчимбольдо была посвящена какой-то одной теме. Самые знаменитые его циклы – «Времена года» (1563) и «Четыре стихии» (1566 – 1570). Какие только сочетания предметов не возникают перед зрителем на этих холстах! Причудливо переплетающиеся фигуры животных, изгибы растений – от обычных злаков до диковинной флоры Африки, сросшиеся корешками полураскрытые книги, сложные инструменты – все эти предметы Арчимбольдо группировал в изысканные композиции. Знаменитое изображение Вертумна, которое так понравилось Рудольфу, тоже было составным. Облик бога складывался из овощей, фруктов и ягод.
Что же послужило основой для этих диковинных картин, и почему мы говорим о них в связи с современным искусством? В те годы в воздухе витали идеи натурфилософии, в соответствии с которыми тело человека уподоблялось природе. Считалось, что ветер – это дыхание, а, например, гром – человеческая речь. Арчимбольдо мастерски провел это сопоставление в живописи. Для многих художников ХХ века он был настоящим кумиром.
После Пикассо эстафету коллажных приемов подхватил немецкий художник Макс Эрнст (марки в его честь выпустили Германия и Франция) (рис.), много и увлеченно работавший со старыми газетами и журналами. В 1920-е годы он начал создавать из журнальных вырезок причудливые коллажи, воплощавшие странные видения художника и непохожие на рисунки великих фантастов, например Гойи, потому что они и рисунками-то не были. Эрнст компоновал их из уже имевшихся в распоряжении сюжетов из журнала «Иллюстрасьон» (аналог русского журнала «Нива»). Получался поистине фантастический эффект. Первое впечатление зрителя состояло в том, что перед ним обычная иллюстрация из журнала, ведь художник склеивал свои композиции очень аккуратно. Но затем выявлялось, что все в этих картинах не так, как в жизни. Фрагменты умышленно склеены таким образом, что меняются местами небо и земля, вода и суша. Это производило жутковато-завораживающее впечатление.
В годы Второй мировой войны Макс Эрнст получил тяжелую контузию. Над ним взял шефство его бывший военный противник – поэт-сюрреалист Поль Элюар. Благодаря ему, коллажи Макса Эрнста получили широчайшую известность во Франции. Сегодня они по праву считаются шедеврами.
Иногда коллажи содержат не только сюжетные журнальные вырезки, с которыми так любил работать Макс Эрнст, но и самые обыкновенные газетные буквы. Благодаря Конан-Дойлю, читатели детективов узнали, как активно пользуются газетными буквами преступники, маскирующие свою личность. И действительно, бесполезно пытаться определить почерк автора письма, который пользуется уже готовой «кассой букв». Но с середины ХХ века с такими буквами работают не преступники, а художники. Этот прием нашел отражение в филателии.
Мастера авангарда почувствовали, что композиция, склеенная из газетных букв, обладает какой-то особой магией. Например, швейцарский художник Курт Швиттерс смело экспериментировал с обрывками газетных заголовков.
Портрет Курта Швиттерса на фоне его дома в Ганновере
Он разрезал слова на куски и затем склеивал их в причудливых сочетаниях. Однажды он так разорвал газетный заголовок со словом «коммерция», что от него осталось одно лишь буквосочетание «мерц». Отсюда пошло называние жанра «мерцбильд». Целью швейцарских мастеров коллажа было соединить в одном произведении разные шрифты, но часто получалось так, что слова приобретали некий полумистический смысл.
Советский фотомонтаж двадцатых годов был поистине удивительным явлением. Александр Родченко и Густав Клуцис подняли мастерство фотомонтажа на небывалую высоту. Они создавали из фрагментов фотографии красивые конструкции, похожие на архитектурные здания.
Парижанин Владимир Котляров, в 1980-е годы эмигрировавший из СССР и работающий под псевдонимом «Толстый», придумал совершенно уникальную форму почтового коллажа. Толстый наклеивал на почтовые конверты самые разные предметы – мятые банкноты, мелкие монетки, бусины. Эти композиции дополнялись оттисками резиновых штампов с портретом отправителя письма в цилиндре.
Владимир Котляров (Толстый). «Денежка»
А знаменитый кинорежиссер Сергей Параджанов активно использовал принцип коллажа в кино. Еще в шестидесятые годы он удивил мир своими новаторскими фильмами, например, фильмом-легендой «Тени забытых предков». Но кино не было единственным видом искусства, в котором он применял принципы коллажа, и сегодня его интереснейшие работы, составленные из кусочков разнородных материалов – стекла, смальты и фольги, хранятся в музеях и часто появляются на выставках. Параджанов создавал произведения декоративно-прикладного искусства в самых разных жанрах. Он использовал обрывки бумаги, пробки от бутылок, осколки хрусталя и создавал из этих неприхотливых материалов замечательные композиции. Чаще всего они имели в основе сказочные сюжеты. На блоке Армении воспроизведены портрет художника и его замечательные работы.
В ХХ веке пейзажный коллаж эпохи маньеризма неожиданно возродился, получив развитие в миниатюрной загадочной картинке – изображении природы, в которое искусно был вмонтирован спрятавшийся человек. С конца девятнадцатого века эти картинки стали достоянием детей, и сегодня мало кто знает, что «загадочные картинки для взрослых» – это те же полотна эпохи маньеризма, которые радовали глаз аристократов много веков назад. Компьютерная техника помогает «впечатать» одно изображение в другое, так что оно становится незаметным.
Например, одну и ту же голову человека в разных ракурсах можно вмонтировать в листву дерева или образы животных можно искусно скрыть в окружающем ландшафте и попросить кого-нибудь подсчитать, сколько на картинке животных. Пользуясь компьютерными программами, художники научились создавать такие замечательные произведения коллажной фантастики, в которых трудно найти спрятанные изображения. Надо потрудиться, прежде чем в кроне дерева читателю откроются… десять лошадей или в стоге сена окажутся спрятанными… сразу пять охотников. Ученые называют эти изображения «латентными имиджами» (скрытыми образами).
Мастера коллажа и сами не заметили, что невольно возродили забытое искусство маньеризма, напомнили современному зрителю об изысках многовековой давности.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления