Юбилею архитектора Щусева посвящается
2023-10-11 10:57:47, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Мы возвращаемся к теме Татарстана, начатой в статье «День Республики Татарстан» и вспоминаем об одном из ключевых брендов Республики — башне Сююмбике в Казанском кремле.

Поводом для этого стал 150-летний юбилей прославленного российского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева, празднуемый 8 октября 2023 года.

Башня Сююмбике в Казанском кремле, из серии «1000 лет Казани»
Алексей Викторович Щусев направлял своих учеников и последователей в Казанский кремль для произведения точных обмеров башни Сююмбике, очертания которой, в перекличке с образом Боровицкой башни Московского кремля, должны были лечь в основу главной входной группы здания Казанского вокзала.

В истории прототипа башни Казанского вокзала - башни Сююмбике - много необычного, что побуждает нас написать об этом ещё и третью статью как завершение своеобразного публицистического триптиха.


Сопоставление внешнего облика башни Сююмбике, входной группы Казанского вокзала и Боровицкой башни. Фотооткрытки (1-2). Фото: О.Ю. Латышев, 2005.
Однако, прежде чем мы вернемся к судьбе башни Сююмбике, позвольте совершить небольшой исторический экскурс в совокупность ключевых вех жизни архитектора.

А. В. Щусев с проектными чертежами Казанского вокзала. Фото: П.К. Остроумов. 1914 год
Алексей Викторович Щусев появился на свет в столице современной Молдовы — городе Кишинёве, в 1873 году, 26 сентября по старому стилю и 8 октября по новому, послереволюционному календарю.

Ещё до Великой Октябрьской Социалистической революции, в 1908 году, Алексей Викторович был избран действительным членом Императорской Академии художеств.

И уже буквально два года спустя, в 1910 году, ему присваивается звание академика архитектуры. К этому моменту он уже хорошо известен как автор проектов церквей неорусского стиля. К их числу будет справедливо отнести и Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, изображенный на юбилейном блоке 2023 года.

Щусев воздвигал храмы в национально-романтическом ключе, закладывая в основу их лейтмотива не столько симметрию и монументальность, сколько ярко звучащий рефрен лучших старинных храмов Пскова, Новгорода Великого и Первопрестольной. Именно на фоне одной из панорам, включающих столь ценные творения древних мастеров, Алексей Викторович изображен на обложке сувенирного набора, выпущенного к его полуторавековому юбилею.

Плавное перетекание одной архитектурной формы в другую, создает в его творениях подчас завораживающее и глубоко западающее в душу ощущение. В равной степени ему удалось реализовать свои архитектурные замыслы, следуя основам стилистики русской неоклассики и стилистики «нарышкинского», «петровского» и «елизаветинского» барокко.

После Великой Октябрьской Социалистической революции Алексей Викторович возглавлял разработку генерального плана развития Москвы. Именно Щусева представляется целесообразным назвать в качестве единственного архитектора, который достиг успеха последовательно в трёх эпохах, принадлежащих архитектуре Российской империи и СССР.

На протяжении своей многоплановой творческой деятельности Алексей Викторович уделил пристальное внимание как вышеупомянутому предреволюционному неорусскому стилю, так и конструктивизму, характерному для эпохи 1920-х годов.

В 1924 году, по поручению правительства молодого государства СССР, Щусев возводит два временных мавзолея Владимира Ильича Ленина у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Второй (деревянный) мавзолей, арх. Щусев.
И.И. Бродский «У Мавзолея В.И. Ленина», 1924 год

Мавзолей В.И. Ленина, 1930 г, арх. А. Щусев

Мавзолей В.И. Ленина, арх. А. Щусев
В 1929 году здесь же им сооружен третий вариант мавзолея, ставший постоянным. Его фасад изображен на советской ПКОМ 1973 года издания.

Ко второй половине 1920-х годов относится ряд построек Щусева в стиле конструктивизма в Москве и на Кавказе.
С 1932 года Щусев овладевает стилистикой сталинского монументализма, к которой следует отнести здание института Маркса, Энгельса и Ленина, сооруженное им в столице Грузии городе Тбилиси.

Лично Иосифу Виссарионовичу Сталину понравились оба предложенные Щусевым проекта фасада гостиницы «Москва» — один из них смотрит на Манежную площадь, а второй – на Театральную. В работе над данным проектом Щусеву помогали советские архитекторы О. Стапран и Л. Савельев.
Среди эталонов советской архитектуры в работах Щусева особенно выделяются те его творения, которые были призваны прославить эпоху социализма, уже охарактеризовавшего себя своими первыми мощными и убедительными свершениями – в промышленности, сельском хозяйстве, искусстве и т.д.

Наиболее выдающиеся образцы его творений в стиле сталинской архитектуры 1930—1940-х годов запечатлены в живописном поле почтовой карточки с оригинальной маркой, увидевшей свет полвека назад.

Москворецкий мост (1936-1938), арх. А. Щусев, инж. В. Кириллов
В 1943 году Щусев был избран академиком Академии наук Союза Советских Социалистических Республик, главным архитектором которой он являлся с 1938 года.

Герб СCCP – элемент оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А.В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых
Кроме этого, он стал четырежды лауреатом Сталинской премии в 1940-м, 1946-м, 1948-м и 1952 годах.

Последняя премия ему была присвоена посмертно, что ещё раз свидетельствует о том, насколько велик был вклад архитектора в облик доминирующих городских наземных и подземных ландшафтов, по достоинству оцененных его современниками.


Станция кольцевой линии Московского метрополитена имени В.И. Ленина «Комсомольская», куда и по сей день попадают жители и гости столицы непосредственно из здания Казанского вокзала, и стала поводом для присвоения Щусеву Сталинской премии.

ХМК №15 — Станция «Комсомольская» был выпущен 25 июня 1957 г. в перевыпуске серии конвертов «Московский метрополитен им. В.И. Ленина» 1956 года, с единственным отличием - датой выпуска, которая находится на лицевой стороне конверта.


Элементы оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А. В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых
Руководил Щусев строительством научных институтов в Москве, Киеве и Алма-Ате. Курировал возведение зданий органов государственной безопасности. Им создавались и осуществлялись планы восстановления после Великой Отечественной войны разрушенных городов.

Щусев организовал существенное расширение Государственной Третьяковской галереи в период 1920-1930-х годов. Здесь же, в дальнейшем, будет экспонироваться и его портрет кисти известного художника-передвижника Михаила Васильевича Нестерова.

М.В. Нестеров. Портрет А.В. Щусева, 1941, ГТГ
Одновременно с этим он создал Музей архитектуры, находящийся на улице Воздвиженка в Москве, названный его именем.
24 мая 1949 года Алексея Викторовича не стало. Но прекрасные его творения должны пережить века.
P.S. В электронной коллекции авторов данной статьи сохранились почтовые карточки, посланные братом А.В. Щусева, Павлом Викторовичем (1880-1957), который являлся русским и советским архитектором, доктором технических наук, а также членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.


Латышев Олег Юрьевич - п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва.
Латышева Полина Александровна - исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва, Россия.
Радаэлли Массимо, д.ф.н., вице-президент и глава итальянского национального отделения, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Милан, Италия.
Луизетто Мауро - д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия.
Другие статьи авторов:
Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини
Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
…И пермяком он тоже стал!
Место филателии среди «широких» культурных индустрий
Историограф Российского флота
Шестьдесят лет спустя
Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
Януш Kорчак – педагог милостью Божией
К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова
Петергофу – 300!!!
Михаил Ломоносов – Homo Universalis
День Республики Татарстан
Климент Охридский – всеславянский просветитель
Маэстро эсперанто
Интервью с О.Ю. Латышевым
Филателия должна принадлежать миллионам!