Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Символизм и модерн – мост к авангардному искусству

Поиск по статьям:

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству

2023-09-20 10:39:20, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович расскажет о наиболее известных художниках — представителях авангарда.

*  *  *

В середине последнего десятилетия XIX века расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в почтовой графике. Предшественники авангарда ХХ века – Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн, были современниками этого стиля, а экспрессионист Эдвард Мунк начинал с символизма и модерна.

В эти годы полиграфисты уже имели в своем распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, продолжала совершенствоваться металлография. Марки печатались на бумаге с водяными знаками причудливых форм, и на рубеже веков стилизованный водяной знак становится чуть ли не самостоятельным произведением искусства, предвосхищая концептуальный дизайн ХХ века.

Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм в изобразительном искусстве, культ извивающихся линий в декоративно-прикладном искусстве, свободная компоновка объемов в архитектуре. Мастера почтового дизайна сразу же стали использовать все эти новшества, в результате чего появился совершенно новый стиль оформления почтовых документов.

Мы приведем лишь несколько примеров, показывающих, что авангардисты во многом опирались на символизм и модерн. Представители авангарда всегда подчеркивали, что они преодолевали буржуазный вкус. Они прощались с академизмом, который воплощали Арнольд Беклин, Ганс Макарт и Карл Пилоти, но не порывали с гармонией и пластикой, преклонением перед античностью и Возрождением.

Описывая произведения искусства ХХ века, часто говорят о преодолении академизма. Австриец Г. Макарт (1840–1884), стиль которого узнаваем на многих современных марках, репродуцирующих живопись, был очень привлекательной личностью.

Многие талантливые художники и критики конца XIX– начала XX века ломали головы над секретами и тайнами, связанными со славой знаменитого австрийца, но прежде всего – над фантастической популярностью Макарта.

Это модное поветрие было всеобъемлющим и многие представители кубизма, абстракционизма и сюрреализма прошли через это модное поветрие. Оно затронуло не только собственно живопись, но и оформление жилого интерьера, костюм и ювелирные украшения. Насмотревшись на репродукции картин Макарта (оригиналы были недоступны), европейцы стремились воссоздать у себя дома обстановку, увиденную на этих полотнах. А светские дамы северной столицы добавляли к своей внешности и интерьеру дома разные аксессуары, которые сделали бы их похожими на героинь венского виртуоза.

Дело в том, что с приходом художника Макарта в русский культурный обиход женщины открыли для себя новый и загадочный жанр, который сегодня называется «одна дома». Этот жанр позволил женщинам задуматься о том, что значит остаться наедине с собственной красотой, увидеть саму себя в зеркале, абстрагировавшись не только от уличного шума или от общения с мужем и детьми, но и вообще от всего мира. И тут-то из таинственного зазеркалья и проступала загадочная душа красоты, которой в этот момент никто не мешал появиться.

Отсюда один шаг до молодого Пабло Пикассо, Пьера Боннара и Анри Матисса. А филателистам жанр «одна дома» интересен тем, что в нем выполнены многие картины, посвященные чтению письма и репродуцированные на марках, выпуск которых приурочен к Международной неделе письма.

Ганс Макарт родился в эпоху романтизма, поэтому его и считали романтически направленной личностью, дарящей зрителям лирическое настроение.

Эмоциональная приподнятость его работ подкупала посетителей художественных галерей. Учился Г. Макарт сначала в Венской академии искусств, затем в Мюнхене у крупнейшего живописца-академиста Карла Пилоти. И после этого до самой смерти писал картины на исторические и мифологические сюжеты.

Обилие в его мастерской музейных предметов и сами масштабы этой огромной мастерской покоряли всех, кто заходил в этот храм искусства.

Художник прожил короткую жизнь, в которой не было никаких внешних событий, а был только лишь напряженный творческий труд.

Арнольд Беклин родился в 1827 году. Учился живописи сначала у себя на родине в Швейцарии, затем в Дюссельдорфской академии художеств. Он рано начал путешествовать. Посетив Италию, молодой живописец проникся любовью к культуре этой страны. В его полотнах узнаются итальянские пейзажи.

Особенно популярной была картина «Остров мертвых» (1894), изображающая скалистый остров, куда Харон перевозит души мертвецов.

Сочетание суровых скал и мрачного неба с кипарисами и архитектурными мотивами создает тяжелое впечатление соприкосновения с царством смерти. И опять-таки отсюда один шаг до авангарда ХХ века.

Художники-сюрреалисты ХХ века обожали А. Беклина и во многом считали себя его последователями. Тяга к А. Беклину прослеживается не только на открытках, которым не было числа, но и на марках многих европейских стран. Художники полюбили эти мрачноватые пейзажи и изображения фавнов и демонов.

Арнольд Бёклин. Кентавр и нимфа 1855 г

Выдающийся чешский художник Франтишек Купка (1871–1957) имел отличную академическую выучку, и все изображенные им люди нарисованы так тщательно, словно он пишет академическую картину, а не создает социальную карикатуру.

Живя во Франции, Ф. Купка сблизился с художниками-сатириками. Он одним из первых поднял в своих работах тему проституции. На улицах Парижа он встречал девочек-подростков, из бедности вынужденых пойти на панель, и художник не пожалел сатирических красок для изображения тех, кто пользовался услугами юных блудниц. На страницах журналов появилась целая галерея уродов, тянущих к юным существам безобразные клешни.

Представители буржуазии рано поняли, что в журнальную сатиру пришел профессионал высочайшего класса, и стали думать, как его нейтрализовать. Художник был приглашен в буржуазные семьи, обласкан и осыпан почестями и престижными заказами. Скоро социальная сатира в его творчестве стала более мягкой. Но образ толстого капиталиста укрепился в мировом авангарде.

В двадцатые годы Дворцовая площадь в Петрограде невольно стала местом авангардистских экспериментов. Ее переименовали в площадь Урицкого. Каждый год – 1 мая и 7 ноября – там устраивались демонстрации, на которых не только прославлялись коммунистические идеалы, но и высмеивался буржуазный строй. Здесь впервые в России демонстрировались трехмерные карикатуры – гигантские ватные манекены, воплощавшие «власть капитала», «империализм» и «растлевающее влияние церкви».

 Франтишек Купка. Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г.

Самое интересное, что ненавистные художникам-агитаторам буржуи очень полюбились настоящим капиталистам. В зарубежных странах признано, что эти ватные манекены – первые в мире объемные карикатуры на богатых, знаменуют собой новый тип «социального карнавала» и являются великими памятниками культуры. Они вошли в историю мирового искусства, их модели имеются в крупнейших музеях мирового авангарда, а почтовые открытки с их изображением оцениваются на аукционах чрезвычайно высоко. Получилось, что Ф. Купка, начав с модерна, стал авангардистом.

Франтишек Купка. Клавиши фортепиано (Озеро). 1909 г.

И, наконец, для коллекционеров немаловажно, что авангардисты независимо от интереса к современной им почтовой графике пользовались марками эпохи модерна. Такие стандартные марки как сидящая Гельвеция, Марианна-сеятельница, голова Гермеса и многие другие не раз наклеивали на конверты будущие корифеи авангарда П. Пикассо, А. Матисс, К. Бранкуси и многие другие.

Этот стиль настолько полюбился издателям почтовых марок и филателистам, что в ХХ и в XXI столетиях неоднократно выходили марки и конверты, возрождающие графическую идиоматику модерна. Это – своеобразная дань стилю, который так много дал авангардистскому искусству.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru