Четверть века крепкой дружбы
2023-07-04 09:29:35, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
До сих пор мы уделяли внимание в своих статьях, опубликованных на портале «Филателия.РУ», живописцам, скульпторам и архитекторам только минувших веков. А сегодня мы решили добраться и до современности.
В этом году исполняется 25 лет со дня нашего знакомства, переросшего в нерушимую крепкую дружбу, с семьей, главой которой был иллюстратор почтовых марок СССР, многочисленных конвертов, открыток, а также художественных книг Игорь Иванович Пчелко.

Одним из наиболее ярких и убедительных в своём запоминающемся творчестве отечественных художников-графиков мы считаем своим долгом назвать Игоря Ивановича Пчелко (11.12.1931-20.09.2009).
В его искусстве не просто всегда присутствовала правда, она выступала ещё и на чрезвычайно актуальных жизненных гранях – от деликатного юмористического подтекста до непримиримого сатирического обличения. В свою очередь, в жизни И.И. Пчелко органично сочеталось духовное единство и неподкупная человеческая дружба с Владимиром Высоцким, Алексеем Пауковым, КуКрыНиксами и другими многочисленными замечательными художниками слова и кисти его времени.
Тоном многих современных публикаций стало утверждение, что правдивый художник, живший и трудившийся в СССР, не мог быть одновременно ещё и официально признанным. На примере Игоря Ивановича мы можем убедиться в том, что это не всегда так. Он — заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии Союза журналистов СССР, почетный член Творческого Союза профессиональных художников. Великолепный пример для художников нового поколения!
Москвич по рождению, оставшийся верным родному городу на всю жизнь, Игорь Иванович с ранних лет вдохновлялся художественным обликом столицы, в то время ещё не претерпевшей основательных архитектурных преобразований.


Принципиально иной была в его детстве и концентрация московской интеллигенции. Пытливый детский ум определённо впитывал благородные черты лиц современников, в дальнейшем нашедших обобщённое отражение в многочисленных книжных иллюстрациях Игоря Ивановича. Этому предшествовало обучение в Московской художественной школе, куда юный творец поступил в возрасте двенадцати лет.
Четыре года он учился в классе С.П. Андрияки. А в 20 лет стал студентом Московского полиграфического института, учёба в котором продлилась до наступления Космической Эры.
Вероятно, следует назвать неслучайным совпадение времени старта первого искусственного спутника Земли и выпуска Игоря Ивановича из института (курс С.П. Усачёва). В противном случае было бы сложно сказать, почему к числу ранних работ художника относится целый ряд книг о космосе, стремительных завоеваниях отечественной космонавтики первых лет.
Так, основоположнику теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому посвящена книга Надежды Трофимовны Усовой «На пути к звездам», проиллюстрированная Игорем Ивановичем Пчелко. Трудно представить более реалистичные иллюстрации, благодаря жизненной правде вылившиеся в правду искусства.

Следующей иллюстраторской работой Игоря Ивановича в «космической» серии становится книга Геннадия Александровича Семенихина «Космонавты живут на земле».
На знаменитой необычной блоковидной марке №2780 1962 года выпуска Игорь Иванович является автором группового портрета Героев Советского Союза Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, А.Г. Николаева и П.Р. Поповича. Слева, его коллега художник Н. Круглов, поместил изображение скульптуры «Слава покорителям космоса».

От книг о космосе Игорь Иванович переходит к иллюстрированию произведений писателей-фантастов, где тема космонавтики является также одной из доминантных.
Согласно бытующему мнению, высказывание может быть либо правдой, либо фантастикой. Но также общеизвестно, что многие книги писателей-фантастов предвосхитили и приблизили научные изобретения, прорывы в области разноплановых технологий, а также принципиальных изменений в психологии человека техногенной эпохи. В данном отношении и иллюстраторская работа И.И. Пчелко может рассматриваться как предвестник великой правды в науке и технике. К числу наиболее запомнившихся читателям следует отнести восьмой том собрания сочинений Александра Беляева 1964 года издания, также проиллюстрированный Игорем Ивановичем.

Здесь он выступает своего рода соавтором писателя-фантаста, создав неиссякаемые в своей художественной правде, хрестоматийные образы. В этой связи достаточно упомянуть запечатлённые им моменты появления профессора Вагнера из книжного шкафа, в другом случае – из камина, и т.д.


Фундаментальность образования как художника-графика проявляется во всех направлениях иллюстраторского творчества И.И. Пчелко. Самые мощные столичные издательства заказывают ему одну книгу за другой. Несмотря на то, что сменилась целая эпоха.


И многие представители нового поколения знают их названия: «Молодая гвардия», «Советская Россия», «Советский писатель», «Просвещение», «Воениздат» и др. И был художнику к началу этих знаменательных вех в его жизни всего 21 год! Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстые, Куприн, Паустовский, Фурманов – десятки книг великолепных авторов, увидевшие свет миллионными тиражами, содержали рисунки Игоря Ивановича. И с ними же переиздаются в настоящее время! Убедительность и искренность его работ нашли понимание у новых поколений отечественных и зарубежных читателей.

Май 2010. Вдова и сын И.И.Пчелко
Сейчас вдова Игоря Ивановича, Татьяна Николаевна Фёдорова, и его сын, Алексей Игоревич, бережно перелистывают страницы журналов «Огонёк» и «Советский воин» с рисунками главы их семьи, и показывают внуку Феде, который, как и вся семья, очень любит рисовать. Именно работой с этими популярными журналами обусловлено появление И. И. Пчелко на тридцать втором году жизни в Союзе журналистов, бывшем в тот момент весьма влиятельной организацией, направлявшей буквально все СМИ СССР.

Игоря Ивановича этот творческий Союз часто посылал командировки, постоянно расширяя географию его художественных зарисовок, эскизов, набросков, которые затем в оконченном виде приобретали чрезвычайно широкую известность. Помимо журналов, Игорю Ивановичу давала задания газета «Правда» — орган печати Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, чей авторитет был просто непререкаем.


Так же, как и выпуск, посвященный космонавтам, в 1962 году Игорь Иванович создаст рисунок марки №2784, посвященной советскому государственному и партийному деятелю, прямо или косвенно продвигавшему развитие отечественной филателии в первые годы советской власти как комиссссар почт и телеграфов, В.Н. Подбельскому.

Год спустя Игорь Иванович нарисует марку №2805 из сери «Деятели искусства», посвящённую основоположнику русской актёрской школы М.С. Щепкину.

Трудно найти на карте СССР точку, где хотя бы раз не появлялся этот неугомонный художник. Прибалтика, Киргизия и Азербайджан, Дагестан и Сибирь, Магнитогорск и Челябинск – едва ли не каждый житель многонациональной страны, занимавшей тогда шестую часть суши, мог только мечтать оказаться персонажем столь известного мастера.


Летчики и моряки, колхозники и машиностроители, учёные и космонавты – как реальные, так и в обобщённых художественных образах, регулярно появлялись на рисунках И.И. Пчелко. И здесь тоже звучала правда жизни – радость свершений и горечь утрат, запечатлённые в морщинах, трудовых мозолях, ямочках на щеках, но при этом преимущественно задорный и зовущий к новым победам взгляд.
Ограничивался ли Игорь Иванович отечественной культурой, хорошо известной ему социалистической действительностью? Отнюдь, нет. Невероятной жизненностью и выразительностью выделяются и его блистательные иллюстрации к произведениям зарубежных классиков литературы – Александра Дюма, Жюля Верна, и совершенно особняком – Роберта Льюиса Стивенсона.

Игорь Иванович был человеком необыкновенной самоотдачи. В каждом образе ему удавалось достигать глубокой смысловой объёмности – и чисто человеческие, обыденные, и глубоко духовные, практически сакральные черты в равной мере угадывались в его персонажах. Определённо, столь неустанный труд потребовал от автора титанических усилий. Конечно, рядом были вдохновители, люди, способные воодушевить и поддержать в трудную минуту. Но время брало своё.
Художник прожил 78 лет, полных радости познания, творческих открытий и выдающихся достижений. Не до конца проиллюстрированной осталась повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Этой работе, борясь с долго одолевавшей его тяжёлой болезнью, Игорь Иванович посвятил и последние дни своей жизни. И только одному Господу Богу известно, как много неосуществлённых планов, идей, задумок могло воплотиться в новые книги, портреты, пейзажные композиции…
Три ярких портрета, проникнутых чувством глубокого человеческого такта, нежности и неподдельного восхищения, на которое способен только Большой Художник, находятся сейчас на стене перед авторами этой статьи. На них изображена жена Игоря Ивановича, Татьяна Николаевна, отголоски образа которой можно найти в созданных им героинях романов и повестей классиков русской и мировой литературы.

Она совместила в себе талант актрисы, певшей на одной сцене с Людмилой Георгиевной Зыкиной, педагога, воспитавшего немало добрых и порядочных людей, и благотворителя — Татьяна Николаевна организовала многолетнюю помощь обездоленным людям в Москве и далеко за её пределами. Они с Игорем Ивановичем вдохновляли друг друга, несли в мир правду жизни и искусства, согревали сердца людей и делали этот мир добрее.
Использованная литература:
Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н., Подкопаева В.А. Историко-художественное краеведение в социализации учащихся, студентов и учёных / Germany, Saarbrukken: Изд-во «LAP Lambert Academic publishing», - 2016. – 140c.
П.А. Латышева, О.Ю. Латышев