…И пермяком он тоже стал!
2023-05-19 08:47:59, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
300-летию Перми посвящается
Пермский период жизни и творчества Виктора Петровича Астафьева
Имя Виктора Петровича Астафьева, на протяжении семи лет проживавшего в Перми, по праву принадлежит к числу имён наиболее крупных и выдающихся писателей советского и российского этапа развития отечественной литературы. Единственная почтовая миниатюра, известная авторам статьи, выпущена в Абхазии.

В Перми, на доме № 84, находящемся на улице Ленина (перекресток с Крисанова, 21), где Виктор Петрович Астафьев жил и работал с 1960 по 1969 год, установлена мемориальная доска, напоминающая благодарным потомкам об этом чрезвычайно ярком творческом периоде жизни писателя.

Прозаик обладает индивидуальным стилем, во многом отшлифованным за семь лет, прожитых им в Перми.

Для него характерны правдивое отображение черт повседневной российской жизни, построение образа труженика, полного достоверных черт, а также высокой художественной убедительности. В творчестве Виктора Петровича Астафьева всегда прослеживаются черты объективного отображения окружающей действительности, которые помножены на талантливое переосмысление и богатую художественную литературную ткань.

Великая Отечественная война для Виктора Астафьева была темой его собственной жизни, равно как и темой жизни его одноклассников и друзей детства. В 1942 году Виктор Петрович уходит добровольцем на фронт. К этому моменту он уже был железнодорожником и имел бронь.
На фронте Виктор Петрович работал шофёром, и одновременно – ещё и связистом, в качестве которого находился в девяносто второй тяжелой гаубичной артиллерийской бригаде, входившей в состав семнадцатой артиллерийской дивизии прорыва, которая, в свою очередь, являлась частью Резерва Главного Командования.

Уже в это время исподволь формируется особый художественный метод писателя, его способность к сопереживанию своим однополчанам, умение вживаться в их образы, тонко чувствовать присущие им эмоции, чувства и ощущения. Виктор Петрович получает тяжёлое ранение и контузию, после чего он уже не мог быть шофёром и связистом в вышеупомянутом войсковом подразделении, но, тем не менее, до самого конца служил в составе внутренних войск, располагавшихся на территории Западной Украины.

По мере возмужания Виктора Астафьева как человека, выкристаллизовывался и его писательский талант, стремление передать бумаге всю глубину человеческого страдания, максимального напряжения внутренних сил.
14 марта 1945 года из эвакуационного госпиталя № 5438 Виктор Петрович прибыл в пятнадцатую запасную стрелковую дивизию, после чего он направляется на Краснодарский военно-пересыльный пункт, а потом в Полтавскую школу штурманов.
Виктор Петрович Астафьев, как непосредственный участник боёв Великой Отечественной войны, 21 апреля 1944 года был награждён орденом Красной звезды.

Несколько ранее, а именно 25 ноября 1943 года, Виктору Петровичу Астафьеву были вручены медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», а также итоговая для всех воинов Великой Отечественной войны - «За победу над Германией».

В дальнейшем в его романы однополчане войдут под другими именами и фамилиями, но вся суть их колоссальной воли, самообладания в невыносимо жестоких условиях передовой, беспримерного мужества обязательно найдёт своё выражение на страницах военной прозы Виктора Астафьева.

Как указывается в тексте наградного листа, который выдан будущему писателю на медаль «За отвагу»: «в бою 20 ноября 1943 года красноармеец Астафьев Виктор Петрович четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй».

Горя самой, что ни на есть, лютой ненавистью к врагу, Виктор Петрович Астафьев продолжал, во что бы то ни стало, выполнять порученную ему командованием двадцать первого полка задачу, даже во время нахождения под артиллерийско-миномётным огнём.
Работая в таких невыносимо тяжёлых условиях, собрав обрывки кабеля, Виктор Петрович восстановил ранее потерянную в ходе ожесточённых боев телефонную связь, и тем самым своевременно обеспечил бесперебойную связь с пехотой.

Это позволило сразу же оказать ей столь необходимую в данной ситуации массированную решительную поддержку артиллерийским огнём (Документы на награждение Астафьева Виктор Петровича медалью «За отвагу»).
После окончания Великой Отечественной войны у Виктора Астафьева появляется возможность развивать свой писательский талант, поскольку, начиная с 1951 года, он работает в редакции газеты «Чусовской рабочий».

Именно здесь публикуется его первый рассказ «Гражданский человек». Кроме этого, Виктор Петрович писал репортажи, статьи, рассказы. В 1953 году увидела свет его первая книга «До будущей весны».
Это знаменательное событие состоялось в городе Молотове, как тогда называлась Пермь.

И всего спустя пять лет, в 1958 году, Виктор Петрович Астафьев был принят в Союз писателей Союза Советских Социалистических Республик. Художественный метод творчества Виктора Астафьева продолжает формироваться и во время обучения на Высших литературных курсах, куда он был направлен в Москву уже через год после вступления в Союз писателей.
Обучение на Высших литературных курсах для Виктора Астафьева проходило на протяжении 1959-1961 годов, после чего для него начинается время своеобразных «литературных странствий», в процессе которых писатель лучше узнаёт свою страну.
В 1962 году Виктор Петрович Астафьев переезжает в Пермь, а по завершении семилетнего творческого цикла в 1969 году — в Вологду, чтобы в 1980 году снова собраться в дорогу, на этот раз — на родину, в Красноярск.


Именно таким увидел В.П. Астафьева пермский художник Е.Н. Широков накануне переезда писателя из Перми в Вологду.
Наряду с писательским мастерством, в котором всегда выражалась чёткая и недвусмысленная гражданская позиция автора, Виктор Астафьев, в период с 1989 года по 1991 год, избирался и работал народным депутатом Союза Советских Социалистических Республик. Тема войны красной линией проходила как через всё творчество, так и, собственно, через всю его жизнь.
Так сложилось, что военно-патриотическая тема творчества Виктора Петровича Астафьева развивалась в его художественных произведениях наряду с так называемой «деревенской» прозой, поскольку наибольшая часть ветеранов войны проживала именно в сельской местности – в деревнях, сёлах, посёлках городского типа.
Одним из первых произведений Виктора Астафьева стало написанное им ещё в школьные годы сочинение, которое в дальнейшем он сочтёт возможным превратить в рассказ «Васюткино озеро», что говорит о раннем пробуждении его таланта.

Первые рассказы автора, наряду с вышеупомянутым рассказом «Гражданский человек», стали публикациями газеты «Чусовской рабочий», в качестве корреспондента которой и трудился в то время будущий признанный мастер слова. Ранние, наиболее самобытные повести Астафьева, к числу которых будет справедливо отнести «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал», встретили внимательное отношение строгой, но, в силу сложившихся традиций, достаточно доброжелательной критики.

Стиль повествования Виктора Астафьева, которому будет уделено особое внимание в первом параграфе второй главы данного исследования, передаёт тот самый непосредственный взгляд на войну, какой она изо дня в день представлялась простому солдату, такому же, каким был и сам Астафьев, или же его командиру - младшему офицеру.
В своих произведениях, посвящённых подвигу Советского народа в Великой Отечественной войне, Виктор Астафьев создал литературный образ, в наибольшей степени характерный для простого рабочего-воина, которого было повсеместно принято воспринимать как обезличенного «Ваньку-взводного». При этом автор стремится показать, что именно на этом так называемом «Ваньке-взводном» и держится вся армия.

Образ так называемого «фронтовика-окопника», созданный Виктором Астафьевым в своих художественных произведениях, наполовину автобиографичен, а наполовину собирателен, поскольку списал писателем преимущественно с самого себя.
Герой военных книг Астафьева – это поразительно самоотверженный человек, который живёт той самой повседневной жизнью, все тяготы и невзгоды традиционно делит со всеми уже такими родными юному солдату и будущему писателю боевыми товарищами, и, в определённой мере, уже почти что, можно сказать, и в какой-то мере привык «спокойно смотреть в глаза смерти».
Виктор Астафьев во многих подходящих случаях учитывал и достаточно широкоформатно воспроизводил в созданном его писательским талантом собирательном образе всё ещё такого юного фронтового солдата и черты своих фронтовых друзей, а также предельно острое противопоставление его всем хорошо рассмотренным им «тыловикам-приживальщикам».
Вместе с людьми мужественными и поистине героическими, Астафьевым с особым художественным мастерством на страницах художественных произведений были представлены и бесхарактерные, трусливые полулюди, обитавшие на протяжении всей Великой Отечественной войны в относительно безопасной прифронтовой зоне.
Виктор Астафьев до конца своих земных дней испытывал к ним всё то самое глубочайшее презрение, которое никогда им не скрывалось, и при первой же возможности демонстрировалось на страницах его правдивых книг.

Писатель чётко прослеживал связь поведения людей во время Великой Отечественной войны с тем, какими они были в двоенной мирной жизни.
Большое внимание уделяет Виктор Астафьев созданию образов героев книг, которых ни при каких обстоятельствах нельзя было назвать героями в прямом смысле этого слова, поскольку на протяжении всей своей жизни они прозябали исключительно в темноте, насилии и поразительно странном саморазрушении.
В определённой мере противопоставляя чистоту деревенских нравов городской «испорченности», Виктор Астафьев с большой человеческой болью рассуждает о неустоявшейся культуре большинства горожан, а также о мелочности жизненных целей так называемых им «городских», «выучившихся».

Выдающиеся особенности индивидуального творческого метода Виктора Астафьева ставят его творчество в особое положение. Отличительными чертами его писательского мастерства следует назвать высокую принципиальность, кристальную честность, неподкупность авторского пера.

В Чусовом, с которым так долго и столь тесно была связана творческая биография писателя, состоялось открытие мемориального дома-музея Виктора Астафьева.
Документы и материалы, столь длительное время, с чувством большой гордости и так бережно хранящиеся в личном фонде Виктора Астафьева также одновременно хранятся ещё и в фондах Государственного архива Пермской области.

Именно благодаря данному немаловажному обстоятельству такие ценные биографические материалы становятся настоящим достоянием каждого исследователя, на протяжении ряда лет работающего над биографией писателя.
Также на здании железнодорожного вокзала, где Виктор Астафьев работал железнодорожником в городе Чусовом, установлена мемориальная доска о начале трудового пути прославленного советского и российского писателя.
Такая богатая память, которую оставил о себе на Земле Виктор Петрович Астафьев, способна свидетельствовать о том, что избранный им и отшлифованный до совершенства индивидуальный художественный метод нашёл отклик в сердцах миллионов.

Благодарные читатели написанных Астафьевым книг, живут как в Перми, так и во всех городах России и за рубежом. Свидетельства о его творческом пути можно найти в энциклопедиях «Британика», «Брокгауз и Ефрон», «Кругосвет» и многих других.
Наряду с именами Воронихина, Верещагина, Строгановых и многих других коренных пермяков, имя Виктора Астафьева занимает особое место среди тех, кто яркой звездой сверкнул на небосклоне над славным городом-юбиляром – Пермью!
Авторы статьи:
ЛАТЫШЕВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ, п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпрес»», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;
ЛАТЫШЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;
ЛУИЗЕТТО МАУРО, д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия;
ИБРАГИМ ГАБЕР, д.мед.н., профессор, глава отделения Саудовской Аравии Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия;
АЛЬМУХТАР НАСИР ДЖАВАД ХАМАД, д.м.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Аль-Хиллья, Ирак, профессор Университета Вавилона, Аль-Хиллья, Ирак;
МАШОРИ ГУЛАМ РАСУЛ, д.ф.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Исламабад, Пакистан, профессор Народного университета медицины и здравоохранения для женщин, Исламабад, Пакистан;
ПАВЛОВИЧ СЛАВИЦА, профессор Мостарского университета, г. Мостар, Босния и Герцеговина, руководитель национального отделения Боснии и Герцеговины Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко;
ТАРРО ДЖУЛИО, д.м.н., президент Фонда исследований рака T&L de Beaumont Bonelli, Неаполь, Италия, руководитель центра вирусологии и академик Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко;
ФАРХАН АХМАД ХАН, Профессор кафедры фармакологии Медицинского колледжа им. Джавахарлала Неру, Алигарх, Уттар-Прадеш, Индия;
ХАМИД ГАМАЛЬ АБДУЛ, руководитель национального отделения Йемена и академик отраслевого отделения «Медицина» (76) Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко. Аденский университет, Аден, Йемен, факультет медицины и медицинских наук, генеральный секретарь Йеменского онкологического общества / профессор, директор Национальной программы борьбы с раком;
ЭДБИ ХАЛЕД, Профессор кафедры химии, Ливия Физическая химия, Университет Бенгази, Ливия, руководитель национального отделения Ливии Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко.
Интервью с О.Ю. Латышевым
Филателия должна принадлежать миллионам!