Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  На марках – наивное искусство

Поиск по статьям:

На марках – наивное искусство

2023-01-09 08:51:30, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Наивное искусство – картины непрофессиональных художников, отражающие незамутнённый взгляд на мир, постоянно привлекает внимание как историков искусства, так и арт-дилеров. Оно стремительно растёт в цене, и маркоиздатели часто отображают шедевры наивного искусства на знаках почтовой оплаты.

Когда-то наивных художников называли примитивистами, но ещё в 1960-е годы посчитали, что это название оскорбительно для них (их творчество наивно, но никак не примитивно), и в обиходе закрепилось словосочетание «наивное искусство». Поскольку оно отличается как от академической живописи, так и от народного искусства, его стали называть «явлением третьей культуры».

Взглянем на марки, репродуцирующие работы наивных художников. Эти живописцы и графики тщательно выписывают каждый листочек на дереве, каждый булыжник мостовой. Они игнорируют перспективу, а все изображенные предметы всегда равномерно освещены: наивным художникам неведома светотень. И красоту они ищут в необычных местах: на скотных дворах, в огородах, на неказистых сельских улицах. Недаром одна из книг о примитивизме называется «Мольберт в курятнике». И хотя это словосочетание – явное преувеличение, многие примитивисты действительно держали скот и домашнюю птицу и садились рисовать лишь тогда, когда коровы и свиньи были накормлены. Причем домашний скот тоже был источником вдохновения.

Одни называют этих художников «надмирными», другие – «внежизненными». Странная атмосфера картин мастеров наива оставляла впечатление, что эти холсты написаны пришельцами или доставлены с другой планеты. Поэтому их коллекционируют, выставляют в музеях и часто воспроизводят на марках и открытках.

Родоначальником наивного искусства считают французского живописца Анри Руссо (1844 – 1910), прозванного Таможенником (он действительно был таможенным служащим и живописью занимался на досуге). Руссо был человеком с большими странностями и выше должности скромного клерка не поднялся. Но его живопись поражала современников свежестью взгляда на мир. Сегодня его работы стоят миллионы долларов. Руссо был забывчив и неряшлив, он не преуспел у себя на службе, к тому же так и не смог создать семью. Художники открыто посмеивались над ним, не предвидя, что эти странные полотна станут художественными сокровищами. На марке Чехословакии 1967 года мы видим портрет художника, мастерски переведённый в гравюру на стали. Он изобразил себя именно таким, каким его описывали друзья: неказистым и нелепым.

Руссо писал портреты и бытовые сценки, но чаще наивная фантазия уносила художника туда, где он никогда не был – в Африку. Он увлеченно рисовал джунгли и населял их экзотическими животными. Его «африканские» мотивы позволяют нам постичь ещё один смысл наивных картин: художники пытались изобразить воображаемый мир своих мечтаний. Критики многие десятилетия ломают голову над тем, какой конечный смысл вложил Руссо в свои фантастические композиции. Сны это или визуализация книжных знаний об Африке? Этого не знал даже сам художник.

В США крупнейшим примитивистом считается священник и живописец Преподобный Эдвард Хикс (1780 – 1849). Историки искусства гадают, что означают его странного вида животные с огромными глазами. Ясно одно, что в этих полотнах заключен религиозный смысл. Это призыв ко всеобщему миру и единению людей и животных. От картин остается впечатление, что у людей и зверей есть общий язык, позволяющий им беспрепятственно общаться друг с другом. Для американцев Хикс воплощает тему некоего вселенского умиротворения. Причем коровы и львы (любимые животные художника) удивительно походили на людей. Жаль, что работ Хикса пока нет на марках.

Но зато есть работы других примитивистов. С особым уважением произносят американцы имя художницы Анны Мэри Мозес (урожденной Робертсон, 1860 – 1961). У себя на родине её зовут бабушка Мозес. Она давно стала символом американского наива. В её творчестве преобладают простые бытовые сюжеты, но мягкий лиризм возвышает повседневность до уровня философского обобщения.

Бабушка Мозес считается фигурой номер один среди американских примитивистов ХХ века. Ничего не зная о творчестве Питера Брейгеля, она однажды нарисовала композицию, похожую по стилю на знаменитую картину «Охотники на снегу».

Кстати, эту замечательную картину любят многие мастера наивной живописи. Специалисты по аномальным явлениям и сегодня считают, что художница вошла в телепатический контакт с самим Брейгелем, но это относится к области домыслов. А вот наверняка известно то, что марка США, посвящённая бабушке Мозес, встречается с пропуском перфорации. Есть и экземпляры с пропуском текста.

Имя Нико Пиросмани (1862 – 1918) занимает в истории наивного искусства очень важное место. Так же как и Анри Руссо, он считался отрешённым от жизни человеком и прозябал в нищете. В разные годы он работал кондуктором, мелким служащим, но проявлял рассеянность, не уживался с людьми, и его быстро увольняли.

Никто не знает, откуда у Пиросмани возникла тяга к рисованию. Но жажда творчества буквально сжигала его. Он стал писать бытовые сцены, портреты жителей Тифлиса и фантастических животных. Причём у животных часто были человеческие глаза. Это особенно шокировало зрителей. Ведь приемы Пиросмани не имели аналогов в грузинском народном искусстве.

Часто художник писал свои картины на клеёнке. Иногда она была черной, и темный фон усиливал впечатление от композиции. Необычная чернота придавала изображению особую таинственность. Столь же загадочно выглядят и посвященные этим картинам марки.

Творчество Пиросмани открыли для широкой публики русские интеллигенты братья Илья и Кирилл Зданевичи.

Художник и критик И.Зданевич привез работы гениального грузина в Москву и показал на нескольких выставках. Уникальный стиль Пиросмани стал сенсацией. Зрители были шокированы. Но лишь в 1960-е годы начали выходить книги об этом гениальном человеке. Художнику прибавила ещё больше популярности знаменитая песня «Миллион алых роз» на слова А.Вознесенского. В жизни всё было не так, но любовь к актрисе по имени Маргарита – не выдумка. Пиросмани написал несколько портретов любимой женщины.

Польский художник-примитивист Никифор Крыницкий (настоящее имя Ефим Дровняк, 1895 – 1968) оставил огромное наследие: около сорока тысяч работ. В его картинах преобладают религиозные мотивы. Он очень любил изображать ангелов. Его уникальные работы – это своеобразный разговор с Богом.

Помимо религиозных композиций Никифор любил ещё и жанр городского пейзажа. Он бедствовал, и нищета подвигла его создать так называемую просительную табличку. Она представляла собой доску, на которой был размещён городской пейзаж и просительный текст: просьба подать художнику на жизнь. Аналогов этого произведения нет в мировом искусстве. В начале 1960-х годов картины Никифора стали выставлять в музеях. Художник дарил свои картины врачам больниц, в которых он лежал, но при этом было широко известно, что он смешивал краски со слюной. Однако врачи опасались, что у художника туберкулёз и поэтому много картин было уничтожено.

В Польше имя Никифора произносят с колоссальным уважением. Его картины воспроизводят на открытках. О нём снят художественный фильм, причем на роль художника нашли… пожилую актрису Кристину Фельдман, удивительно похожую на Никифора.

А все ли художники мыслили так наивно как классические примитивисты? Нет, многие мастера живописи мыслили традиционно, но искренне хотели хотя бы попробовать, что это значит: иметь незамутненный взгляд на мир, увидеть жизнь глазами ребёнка.

Это прекрасно удавалось наивным художникам бывшей Югославии. Среди их имен яркой звездой сияет имя Ивана Генералича (1914 – 1992), которому посвящено несколько марок бывшей Югославии. Напечатанные в известной типографии Курвуазье, эти знаки почтовой оплаты отличаются высоким полиграфическим качеством.

Знаменитый художник Марк Шагал (1887 – 1985) прекрасно владел техникой реалистического рисунка, но предпочитал реконструировать народное сознание, и поэтому его работы на бытовые темы причисляют к примитивистскому искусству. Шагалу посвящено множество марок и блоков разных стран мира, и эти материалы могут занять достойное место в коллекции, посвященной наивному искусству.

Во второй половине ХХ века гуманитарная мысль пришла к выводу, что наивное искусство – это особый взгляд на мир. Ученые пытаются расшифровать скрытые значения картин, понять, зачем примитивисты так тщательно выписывали детали. И один из ответов заключается в том, что для них всё было очень значимым в этом мире. Поэтому они вырисовывали каждый камень, каждую травинку. Обобщение было неведомо им.

Обращаясь к творчеству примитивистов, профессиональные художники гениально предвидели ролевые игры ХХ века. Бедняк Пиросмани мысленно отправлялся на пир к князьям. Одинокий таможенник Руссо воображал себя путешественником, познающим красоту дикой природы. Персонажи Шагала могли взлететь, как птицы. Мастера наива выдумывали себе и своим персонажам такие функции, которые им самим никогда не приходилось выполнять. Они в полном смысле слова создали альтернативный мир, который так не походил на мир реальный. Тем интереснее почтовые марки, отразившие этот мир.

А петербургская группа «Митьки» создала целую мифологию, имеющую в основе наивное мировоззрение. Художники-юмористы делают вид, что не умеют рисовать в традиционной манере и в своих смешных рисунках реконструируют народное сознание, не отягощённое художественным образованием. Митьки охотно сотрудничали с Музеем связи им. А.С.Попова и создавали оригинальные почтовые открытки.

После перестройки в бывшем СССР начали переосмыслять советскую действительность. Приемы наивного искусства пригодились при иллюстрировании произведений русской литературы ХХ века. Например, прозы М.Булгакова и А.Платонова.

Накопленные художниками примитивистские приёмы оказались удобным подручным инструментом для окарикатуривания Советского Союза. Появились бесконечные циклы юмористических рисунков, герои которых тупо смотрели в телевизор, играли в домино и ссорились друг с другом. У мужчин и женщин были одинаковые лица с тупым выражением, а то и вообще со стеклянными глазами. Многие были одеты в ватники, а обувь почти у всех персонажей была не по размеру. Карикатуристы не щадили даже детей и изображали школьников с глупым взглядом, к тому же они к месту и не к месту отдавали всем пионерский салют (даже неодушевлённым предметам).

Это уже был постсоветский наив, далекий от классики жанра. Многие карикатуристы не гнушались издеваться и над почтовой символикой СССР, выдумывая фантастические марки с псевдосоветскими сюжетами.

За рубежом эти работы охотно покупали, и у миллионов людей в разных странах мира сформировалось представление о россиянах как туповатых недоумках. Западным карикатуристам полюбился мотив шапки-ушанки, и они начали сами фантазировать на тему русского наива. Можно только порадоваться тому, что этих малоприятных работ нет на марках и конвертах.

Но были и живописцы, которые продолжали нести по жизни лучшие традиции наивного искусства. Например, многие художники детской книги предположили, что наивное искусство подходит для оформления книг для малышей и создали немало оригинальных иллюстраций. Так осуществилась мечта многих примитивистов увидеть мир глазами ребёнка. Надеюсь, что лучшие из этих иллюстраций мы увидим на знаках почтовой оплаты.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2023-01-09 19:27:43, Михаил Бернер
Статьи Андрея Петровича всегда интересны и увлекательны! Статьи расширяют кругозор филателистов. Спасибо!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru